"Нулевые" в районе 2010-го года были клондайком для фильмов комедийной направленности с разной степенью романтизма. Такое кино и так никогда не в дефиците, но тогда точно случился избыток. В комедиях, выходивших друг за другом и снятых по типовым лекалам, играли топовые актеры, лауреаты престижных наград - в общем, звездными именами в актерском составе было уже не удивить. Более того, они даже начали приедаться. В результате у некоторых совершенно замечательных фильмов не самые высокие рейтинги, строгая - не сказать бы, разгромная - критика, а некоторые и вовсе незаслуженно остались в тени более громких проектов. Один из таких фильмов - «Доброе утро» (2010), о нем и пойдет речь в этой статье.
Молодая и амбициозная Бекки Фулер (Рейчел МакАдамс), живущая исключительно работой на ТВ и совсем забывшая, что такое личная жизнь, вместо повышения получает увольнение. После долгих, упорных и печальных поисков ей удается выйти на абсолютно расстрельную должность продюсера в шоу «Доброе утро» - провальную передачу с рейтингами, стремительно несущимися в пропасть. Конечно, по всем законам киносказки, героине придется сделать невозможное: поднять рейтинг, раскрутить шоу и стать великим продюсером, которого все и всюду захотят. Но вот, в чем загвоздка: ей приходится работать с легендой телевидения, своим кумиром Майком Помероем (Харрисон Форд), который на деле оказывается совсем не таким, как Бекки представляла...
Главное достоинство фильма - мир телевидения. Когда я впервые смотрела «Доброе утро», как раз, когда он вышел в кино, сама работала в ТВ, поэтому достоверность оценила сразу же. А еще Рейчел МакАдамс была тогда одной из моих самых любимых актрис. Я смотрела каждый фильм с ней, ничего не пропускала. В «Добром утре» она очень хорошенькая и живая. Впрочем, как всегда)
Тогда, в 2010-м году, фильм быстро ворвался в мои любимые, и я его несколько раз пересматривала, показывала друзьям. С тех пор я на много лет забыла о «Добром утре», а недавно захотелось пересмотреть. Скажу сразу, это оказался в целом очень интересный опыт - и очень личный.
В сфере телевидения я уже давно не работаю, и потому эта часть фильма вызвала очень приятную ностальгию, теплую и светлую. То, как живет главная героиня, в режиме no-life, тоже откликнулось узнаванием. График работы Бекки, зацикленность на работе и только на работе в режиме 24/7/365, полное отсутствие личной жизни как явления и полнейшая убежденность, что у нее этого не может быть по определению - а если может, то быстро и ближе к делу и желательно, чтобы работе не мешало - это показали во всей красе другой период моей жизни, первые 5 лет Москвы и мою бытность вначале продюсером конференций, а потом редактором журнала по казначейству. Я носилась, жила и ощущала себя абсолютно так же, так же горела и была такой же невозможной в отношениях (которых, собственно, и не случалось надолго - некогда, мешает!).
Надо сказать, что вот это узнавание уже приятным не было - мне стало грустно смотреть на главную героиню, такую хорошенькую, такую юную, которая просто выключила себя как девушку (женщину) и сгорает без остатка. И ладно бы так сгорать, работая на себя - нет, она обычная шестеренка в большой корпорационной машине, и как только отрабатывает свою функцию, с ней запросто расстаются, без каких-либо сожалений. А она даже не осознает - ни это, ни свою женскую привлекательность.
В 2010-м году этого сочувствия к героине у меня, разумеется, не было, поэтому я даже удивилась своему взгляду со стороны сейчас, с позиции прожитых лет. Скорее всего, создателями такой подтекст не закладывался - или очень косвенно, но элемент такого отношения к Бекки есть у героя Харрисона Форда. Во всяком случае, сцена, когда она, заработавшись, уснула у него на диване, даже не снимая обувь, а он утром готовил ей яичницу, на это здорово намекает.
Не сразу, но между Бекки и Майком Помероем устанавливаются отношения формата отец-дочь, и генеральная линия фильма именно эта. Конечно, атмосфера мира телевидения здесь играет колоссальную роль. Рейтинги, шоу, суровый и скептичный Голдблюм-директор, звезды и аутсайдеры шоу, съемочная команда, операторы и режиссеры, в конце концов, продюсер-энтузиаст Бекки, творящая невозможное по раскрутке передачи, которую давно списали - это интересно, захватывает, привлекает и удерживает возле экрана.
Но эмоционально, именно с точки зрения отклика со стороны зрителя, сюжет закручен вокруг взаимоотношений героев Форда и МакАдамс. И, как ни странно, мне кажется, что это не самое удачное решение в контексте «Доброго утра». Форд ироничен и прекрасен, отрывается в роли ворчливого короля сарказма по полной - но зрителю куда интереснее наблюдать за их отношениями с героиней Дайан Китон. А их, к сожалению, мало.
Жаль, правда. Между этими двумя откровенно химичит, они закономерно проходят путь от взаимной неприязни и пикировки в прямом эфире до романа - но это все показано кратко. В центре остается Бекки Фулер - и Майк Померой в контексте отношений с ней.
В целом «Доброе утро» - славный фильм, который и сейчас смотрится неплохо. Очень интересно смотреть про мир ТВ, рейтинги, все эти веселые попытки вытащить шоу на хорошие позиции, казусные моменты. Бесспорное украшение фильма - Харрисон Форд и Дайан Китон. Если бы их не было (обоих или кого-то из них), смотреть, честно говоря, было бы нечего. И вот здесь хочется поговорить поподробнее.
Постер гордо гласит, что перед нами фильм от сценаристов «Дьявол носит Прада». Да, это чувствуется. Один из персонажей, Ленни, который выполняет функцию новоявленного друга главной героини на работе, с которым можно и личную жизнь обсудить - как оттуда вышел. Те же жесты, фразы, мимика, интонации.
Ощущение некоторой вторичности присутствует не только из-за этого персонажа - история с героем Патрика Уилсона очень напоминает историю Энди с красавчиком-менталистом в «Дьяволе», который помог ей заполучить Гарри Поттера для детей Миранды. Ходы и решения перекочевали с незначительными изменениями, и это заметно.
Но все сцены с Фордом, особенно где он хохмит, острит и импровизирует - хороши. Вообще герой Харрисона Форда здесь единственный, кто целиком и полностью раскрыт, прописан, показан. Мы видим его целиком - его сильное, заслуживающее уважения, легендарное прошлое, его абсолютно несносное настоящее, где он нелюдим, одинок, с профессиональной точки зрения вышел в тираж, но казнит за это окружающих. Видим, как он живет, каков его досуг - чудесная сцена с друзьями в ресторане, откуда его извлекает неугомонная Бекки. Видим, что с семьей не сложилось - понимаем, почему. Радуемся его внутренней работе и переменам. Майк Померой - большой жирный плюс «Доброго утра».
Что касается Бекки, она милая. Но хоть она и центральная героиня, не могу сказать, что фильм "вытаскивается" ею или на ней. Более того, при всей моей любви к Рейчел МакАдамс, замени ее в «Добром утре» на любую другую молоденькую, миловидную и живую актрису - ничего не изменится. И проблема тут не в Рейчел, думаю - МакАдамс актриса разноплановая и хорошая. Тут вопросы, скорее, к создателям фильма, к сценарию. Стоило ли делать такой фокус на героине, которая, в общем-то, раскрыта исключительно функционально - со стороны горения от работы и способности творить чудеса с рейтингами (и угрюмым старым ворчуном) - но сказать, что с ней происходит какая-то метаморфоза, интересное развитие к финалу фильма, нельзя? Вопрос открытый. Лучше бы больше раскрыли героиню Дайан Китон и не побоялись сделать акцент на отношениях Колин с Помероем. Думаю, сейчас бы так и поступили, но в 2010-м году в кино были другие тренды.
Возможно, именно в этой вторичности и кроется причина невысокого рейтинга на IMDB (6.5) и обилия разгромной критики в год выхода фильма. Тем не менее, мне фильм нравится. Да, сказать, что это шедевр, и что его можно поставить на один уровень с «Дьявол носит Прада», нельзя. Но это не значит, что фильм не удался. Удался, вполне. Он славный, веселый, добрый. Живой. От него улучшается настроение. Он радует. И он лучше многих, очень многих комедий, пачками выходивших в "нулевые".
Рекомендую «Доброе утро» к просмотру всем, кто любит добрые комедии нулевых. Этот фильм действительно веселый и его стоит посмотреть. Хотя бы ради Харрисона Форда в тандеме с Дайан Китон.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!
Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал: @starring_buyanova. О книгах и издательском мире из первых рук! А еще у меня там анонсы интересных мероприятий, конкурсы и розыгрыши книг. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!)