Рада новой встрече с вами, мои дорогие друзья и подписчики! Напомню – мы говорим о Крыме, кино и не только! В предыдущих статьях я рассказала о десяти моих топчиках – фильмах, где мой любимый полуостров играл главную роль. Один из них – «Человек-амфибия» - особенный. В нём происходили очень сложные подводные съёмки в нескольких местах – в бухте Ласпи и Новом Свете. Любопытен и тот факт, что для актёров нужны были дублёры, и Анастасию Вертинскую, исполнявшую роль Гутиэре, заменяла в нескольких эпизодах необыкновенная женщина, Галина Шурепова . Водолаз, мастер спорта, тренер боевых дельфинов. Вот о ней мне и хочется поведать вам.
Но сначала о самих съёмках. Работа, которую режиссёр Владимир Чеботарёв предложил, оказалась не только интересной, а порой головоломной. Вот в кадре Шурепова должна утонуть, плавно опускаясь на дно. И тут же её должен подхватить дублёр Коренева, чтобы поднять на поверхность. Звучит просто, но не тут-то было! Тело живого человека само по себе тонуть не склонно. Подгрести руками и ногами было нельзя, ведь героиня в этот момент была без сознания. Как тонуть в таких условиях? Нашли выход - утяжелили костюм свинцовыми пластинами. Однако же с таким грузом не всплыть, чтобы быстро глотнуть воздуха, его подавали в акваланге водолазы на дне. Каскадёрша делает большой вдох... Но когда её поднимали на поверхность, воздух надо стравить, иначе будет баротравма. А в кадре не должно быть пузырьков! Придумали прятать голову Галины Шуреповой за спиной Ихтиандра. Вроде бы, удалось. Анастасия Вертинская под водой, сначала тонущая, потом резвящаяся с любимым Ихтиандром на дне океана, - это она, 21-летняя Галина, гибкая, выносливая!
Так кто же такая? Ответ удивит - настоящий ЧЕЛОВЕК – АМФИБИЯ! Её жизнь вполне может стать основой для фильма приключенческого жанра или даже трагедии. До войны родители Галины Александр и Александра Шуреповы вместе с дочерьми Галей и Наташей жили в небольшом литовском городке Вилькавишкисе. Отец работал в особом отделе - руководил внешней разведкой. Началом войны для Шуреповых стал взрыв авиабомбы у крыльца дома в четыре утра 22 июня 1941года. Отца от взрывной волны контузило и его эвакуировали на самолете в тыл, а семья осталась на оккупированной территории и вскоре попали в лапы гестапо.
Фашисты создали приют, куда и поместили девочек, там они получили новые имена. Галя стала Хеленой, а Наташа - Алдоной. Мама работала поденщицей на хуторе у литовцев.
Хелену и Алдону отправили в Германию, где они попали в донорскую группу детей «Пфляуме». Немецкие врачи вливали кровь детей до пяти лет в раненых офицеров и солдат и верили в её омолаживающий эффект.
В 1948 году сестёр привезли в Вильнюс и в очередной раз поменяли фамилию. К этому времени девочки полностью забыли русский язык. В литовском детском доме они говорили только по-немецки, за что их нещадно били. В Вильнюсе директор приюта так злился за немецкие слова, что сломал Галине левую руку.
Родители встретились после войны и объединили усилия в поисках детей. Александр делал запросы в детские приюты, рассылал фотографии, ездил в Германию и Прибалтику. В феврале 1949 года по служебным делам он был в Вильнюсе. И в одном из детдомов обратил внимание на даты рождения сестер Шубертайте. Числа совпадали с днем рождения его пропавших дочерей.
…Сначала девочки подумали, что их пришли в очередной раз удочерить. Папа достал довоенную фотографию, на которой были изображены Галина и Наталья. Потом он напомнил о Наташином шрамике. И правда, когда ей было три месяца, на ручку упал утюг, и остался след от ожога. Когда отец привез девочек в Гродно, мать долго плакала от счастья. Она не могла поверить, что ее девочки нашлись.
После окончания школы Галина поступила в Ленинградский институт физкультуры, где открыла в себе страсть к подводному спорту. Уже через год тренировок стала чемпионкой СССР по подводному плаванию! Совмещала баскетбол и плавание – в плавании с аквалангом и подводном ориентировании, была в ТРОЙКЕ СИЛЬНЕЙШИХ в Союзе. На одном из первенств присутствовал, как сейчас говорят, кастинг-менеджер съёмочной группы, который искал спортсменку-каскадёра для фильма «Человек-амфибия». Галина, с ее профессионализмом и внешностью, получила эту роль и блестяще ,как мы уже говорили выше, с ней справилась!
После окончания института Галина три года работала на Сахалине. Потом вернулась в Ленинград, где готовила тренеров легководолазов для Прибалтийского пароходства.
О Галине узнали и военные, которые искали человека знавшего что-то о морских животных и умеющего работать под водой и был физически вынослив.
Дело в том, что гонка вооружений между США и ССССР набирала обороты, и концу 60-х американцы уже долгое время изучали способности морских животных выполнять военные задачи, в то время как в Советском Союзе в этом не очень продвинулись. Никто не понимал, как это делать, никакой научной базы не было. Как оказалось, поначалу не понимала в том числе и Шурепова. Но характер этой женщины таков, что совсем скоро, заинтересовавшись данной темой, она, взяв маленького сына, трехколесный велосипед, небольшой чемодан, уехала в Казачью бухту Севастополя.
Два года они жила в двухместной палатке на берегу бухты в условиях жёстких армейских тренировок. «Это круглосуточное наблюдение, присутствие около дельфина, плавающего в вольере. Только свободная минута - сразу ложусь и смотрю. Иногда видит, что наблюдаю, и делает такие вещи, чтобы я заинтересовалась, чтобы дали рыбку ему», - рассказывала женщина.
Галину Шурепову зачислили в ряды Военно-Морского Флота как первую в СССР женщину-водолаза, а её работу засекретили. В 1967 году в Казачьей бухте открыли первый советский военный океанариум, куда доставили 50 дельфинов афалин.
В 1970-х к этой работе подключилось несколько десятков научных институтов. Дельфинов и тюленей готовили по нескольким направлениям: охрана и патрулирование местности, уничтожение диверсантов, поиск и обнаружение тех или иных подводных объектов.
«Уничтожение» диверсантов означало, что дельфин срывал с человека маску акваланга и выталкивал его на поверхность. Долгое время ученые пытались сделать из дельфинов убийц, но практика показала, что высокоразвитые животные слишком эмоционально реагируют на подобный стресс и саботируют дальнейшие операции после нападения с ножом или парализующей иглой. «Дельфины умеют думать, говорить, любить, страдать. Они живут до сорока лет, умирают от воспаления лёгких или инфаркта», - подчёркивала Галина Александровна.
Под водой кажется, что дельфины болтают без умолку, щебеча, словно воробьи. Это просто эмоции. Между собой они общаются не звуками, а высокочастотными сигналами, которые человек не слышит. Увы, и дельфины не слышат нашу речь. Говорить с ними можно с помощью жестов. Но этому языку их надо ещё научить. Дельфины не безопасны, как считают многие. Их боятся даже акулы. От удара дельфина носом в брюхо акула получает разрыв всех внутренних органов, у них острые зубы.
От нежности дельфин тоже может не рассчитать толчок. Тренер часто ходила в синяках. С одним из дельфинов у неё случился «роман». Его звали Нептун, он был молод, силён, красив. Имел семью - жену и дочь. Отцом Нептун был чудесным. Но случилась беда: малышка заболела воспалением лёгких и умерла. От тоски погибла и мать. Нептун от горя стал неуправляемым. Никого не слушался, бился, пытаясь порвать ограждающие сети вольера. Тренер утешала его, гладила, плакала, часами плавала рядом, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Привязанность Нептуна к Галине дошла до того, что он не выпускал её из воды. Оттаскивал от берега, злился, бил хвостом, отрезая путь к выходу. Он ревновал её к другим дельфинам, сыну, любым мужчинам, появлявшимся на пирсе. Однажды он прорвал заграждение и ушёл в открытое море. Через несколько дней вернулся, протяжно звал Галину. Сотрудники дельфинария пытались вернуть его в вольер, но он подпускал к себе только её. Увозил на спине далеко в море и отпускал только тогда, когда за тренером приходил катер. Он словно предлагал жить с ним в море. Пять лет Нептун ждал, что женщина примет его предложение. Несколько раз в год он приплывал в бухту и звал любимую. Потом исчез…
Галина Александровна добилась невероятных результатов, буквально жила под водой! Некоторые её методики дрессировки используют в дельфинариях до сих пор. В военном океанариуме уникальная женщина проработала 40 лет. Чтобы посмотреть на сделанную ей шоу-программу, сюда приезжали актёры, космонавты и крупные чиновники.
Но за службу она заплатила здоровьем. После выхода в отставку Галине Александровн заменили суставы ног, женщина ходил на костылях. Она умерла в 2017 году в возрасте 78 лет.
Об этой удивительной женщине снято несколько документальных фильмов, она рассказывает с такой нежностью и любовью о своих подопечных дельфинах. А вот послушайте, ЧТО она говорит о подводной жизни и как её слова напоминают высказывания доктора Сальватора из романа А. Беляева «Человек-амфибия»: «Если б мне предложили сейчас сменить лёгкие на жабры, я бы согласилась не задумываясь. В море покой и красота. Уверена, человечество освоит Мировой океан, там будут строить города. Вода занимает треть планеты, глупо это не использовать себе во благо. А про дельфинов даже за 40 лет работы узнать всё невозможно, можно лишь прикоснуться к их тайне. Они умнейшие существа и гораздо лучше нас…»
Спасибо, что читаете мои статьи, скоро вас ждут новые открытия! Заходите по ссылке, чтобы ещё больше узнать о кино и Крыме.
https://experience.tripster.ru/experience/25556/