Личная история мамы из Германии Эллен Оберцайзер об очень тяжелых моментах в отношениях с сыном подростком. Этот текст полезно прочитать всем родителям.
Долго думала, как назвать этот пост: «золотые 14», «переходный, привет», «как мой сын перевоспитал меня»… в общем, написала как есть.
Полгода назад я перестала узнавать своего сына. В смысле, Эллен? Учитель доверия, со стажем 21 год…? Серьёзно?
Да, товарищи…
Началось всё с «болит голова», «болит живот», «я не спал всю ночь» и пропусков школы в один день.
До этого, к слову, у моих детей НИКОГДА не было пропусков. Они никогда не болели (кроме короны, когда сидели на карантине).
Потом отказ проводить вместе праздники (Новый год и Рождество).
Потом отказ видеть всю нашу семью, старшего брата, моих родителей и сестру.
Пропуски учащались, я орала, мол, да как так, ты в гимназии.
Потом первая «5» по контрольной. Потом отказ от баскетбола. Потом перестал ходить на уроки фортепьяно. А мой сын превосходно играет и даже пишет музыку.
А потом начался АД.
Отдай меня, я не хочу тебя видеть, вы мне все не нужны, я хочу жить один, ты никогда не была рядом, я убегу из дома и тогда ты попляшешь…
Сюда плюсую все гаджеты и их пользование. Позже уже без перерывов. Парню 180 ростом, силой уже не возьмешь — разговоры заканчивались агрессией и ударами в стены (без дыр, слава богу) ухожу когда хочу — прихожу тоже.
Про срач писать не буду.
Что я сделала не так? Как и в какой момент так вышло?
Эти вопросы, как оказалось, бесполезно задавать. Искала я помощь везде:
1. Социальные контакты знакомых, искала тех, кто может быть у него в авторитете.
2. Социальные службы (Familienberatung). У нас они часто приходят в школу. Просила прийти к нам.
3. Ведомство по делам молодежи (Jugendamt).
4. Полиция.
Никто мне не дал никаких ответов, кроме как: терпите, это переходный возраст и всё пройдёт, ну и потом у вас тут переезд, развод. Что Вы хотите?
Как это терпите???!!!!! У нас скоро переезд на другой континент. А если он сбежит? А если он что-нибудь сделает...
Сколько я выревела? Много. На много лет вперед.
Помогло мне то, что сначала я убрала раздражители: я понимала, что что-то не так в школе — он просил не писать учителю — я написала, чтобы разобрались. Сделала хуже. Я плохая, ок. Но почему не ходишь в школу?
1. Оказалось, там всё не так просто. Мы учим: не бей, не обзывай, сдачи давать нельзя, игнорируй и терпи. Три года он терпел насмешки одноклассников. Никогда об этом не говорил. Из-за внешности. Об этом он сказал социальному работнику, который был у нас дома.
Так вот.
2. Я разрешила ему не ходить в школу, если ему плохо и он не спал.
Он стал выходить гулять по району. Начал дружить с парнями по соседству. Я пыталась мониторить его контакты — сначала без результата. Сейчас знаю всех и очень дружески к ним отношусь. У меня даже есть их номера телефонов, мы ходим вместе обедать, болтаем.
3. Неделю я отсутствовала, была на семинаре. Он был с мужем моей подруги, который за ним «смотрел». В последний день он разбил свой новый айфон, а затем и два старых. ТЕПЕРЬ ОН БЕЗ ТЕЛЕФОНА. И после этого случая всё сразу стало улучшаться. Как он мне позже сам сказал — «порой я получал по 600 сообщений и более».
4. Я перестала быть мамой идеальных детей. Да. Это мой новый уровень. Я поняла, что заскоки старшего сына — это был детский сад по сравнению с тем, что сейчас.
Раньше мои дети были отличниками, послушными, для всех хорошими. Теперь вот так. И это тоже ок!
5. Я перестала (читай — «еще нет») быть гиперконтролером. Учусь доверять. Пока это очень сложно по отношению к 14-летнему подростку. Но я стараюсь.
Перестала заставлять сына быть хорошим. Он такой, какой есть.
Сразу скажу, что ни алкоголя, ни наркотиков в нашей истории нет. Всё проверено, и разведка работает. Подростковые темы.
Вспомнила себя в 14 лет. Друзья и улица — важнее всего.
6. Такие подростки могут быть не только в семье с одним родителем или неблагополучной семье. Я знаю массу семей с двумя родителями, семьи учителей, полицейских, где есть такие дети. Не нужно себя винить! Этот просто такой период.
7. … и последнее. Дети нуждаются в любви, когда меньше всего её заслуживают.
Автор: Эллен Оберцайзер, педагог, учитель доверия
Фотография: Elin Tabitha, Unsplash