Найти в Дзене

Фильм о Тетрисе: почему история происхождения игры легендарна

Наряду с Pac-Man, Super Mario и Sonic the Hedgehog, Тетрис был одной из первых видеоигр, ворвавшихся в популярную культуру. Как еще можно объяснить недавний выход фильма "Тетрис" с Тэроном Эгертоном в главной роли? Странно, но фильм основан на довольно сухих юридических спорах о правах интеллектуальной собственности на игру.

https://youtu.be/-BLM1naCfME

Официальный трейлер фильма "Тетрис" на Apple TV+

Но в истории игр история о том, как появился "Тетрис", легендарна. Алексей Пажитнов, научный сотрудник Академии наук СССР по распознаванию речи, в начале 1980-х годов разработал ряд игр-головоломок, "позаимствовав" свободное время на компьютере "Электроника-60", стоявшем у него на работе.

Машина не имела графического дисплея, поэтому игры отображались с помощью текста, но "Тетрис" все равно привлек многих коллег Пажитнова. Вскоре игра появилась на большинстве компьютеров в различных советских организациях.

Пажитнов хотел поделиться своей игрой, но это была эпоха позднего Советского Союза, он не имел представления о том, как работает издательство игр, а его работодатели были не в восторге от "пустой траты" времени на их дорогом компьютере. К тому же советский закон об авторском праве давал государству контроль над программным обеспечением.

Тем не менее, Пажитнов договорился о правах на Академию через своего начальника, который отправил игру венгерскому издателю игр Novotrade. Это привело к тому, что "Тетрис" имел ограниченный успех за железным занавесом.

Создатель "Тетриса" Алексей Пажитнов.
Создатель "Тетриса" Алексей Пажитнов.

В Венгрии Роберт Стайн из компании Andromeda Software увидел "Тетрис", он ему понравился, и он обратился к Пажитнову с предложением получить права на игру. Пажитнов ответил по факсу, что заинтересован. Штейн взял факс и, не составляя контракта, продал права на игру на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе в 1987 году.

Игра "Тетрис" имела огромный успех, была перенесена на множество платформ и получила множество наград. Но затем последовала затяжная судебная тяжба, охватившая несколько континентов, несколько игровых компаний и множество итераций самой игры "Тетрис". Были версии для Amstrad, BBC Micro и Apple II, и это только три.

В конце концов, в конце 1980-х годов компания Nintendo проявила интерес и захотела заполучить "Тетрис" для своей новой консоли Game Boy. С тех пор игра стала практически вездесущей.

Серый квадратный картридж "Тетриса" на консоли Nintendo Game Boy
Серый квадратный картридж "Тетриса" на консоли Nintendo Game Boy

Консоль Game Boy от Nintendo была выпущена в 1989 году, и "Тетрис" стал самой популярной игрой.

Просто "Тетрис" - одна из самых увлекательных компьютерных игр, когда-либо созданных. Некоторые пытаются объяснить ее психологическими аспектами. Медленное нарастание сложности объясняется не только увеличением скорости, но и тем, что ваши неудачи не дают вам покоя, а победы, таким образом, мимолетны.

Для тех из нас, кто вырос на первом поколении домашних компьютеров, таких как ZX Spectrum, Tetris - это игра из серии "когда я был мальчишкой". Я до сих пор помню драматизм грохочущего и зловещего ритма музыки на Commodore 64, отказавшись от запоминающейся русской народной песни оригинала.

https://youtu.be/Rpt-G3dRcek
Как выглядел и звучал Тетрис на Commodore 64.

Это было время, когда вы не могли рассчитывать на оскароносные выступления актеров озвучки, ультрареалистичную графику или роскошный оркестровый саундтрек. Это были звуковые сигналы и ограниченные цвета очевидных пикселей, поэтому игровой процесс должен был захватить вас еще больше, чтобы получить тот самый "еще один удар".

Doom часто упоминается как игра, представленная на всех платформах, но я бы утверждал, что Tetris действительно держит эту корону. Впервые поиграв в нее на Commodore 64, я затем играл в нее на Amiga, много раз на PC, затем на Xbox 360. Сейчас она доступна на современном поколении консолей, на телефонах и даже есть версия для виртуальной реальности. И все это с тем же основным геймплеем. Вы не можете испортить почти идеальную игру.

Игра Fez 2012 года была разработана Филом Фишем.
Игра Fez 2012 года была разработана Филом Фишем.

Когда Фил Фиш создавал свою игру Fez, преемницу Tetris в качестве видеоигры-головоломки, он хотел изобразить останки древней цивилизации, но древней цивилизации из видеоигры.

Посмотрите внимательно на каменные руины этой давно исчезнувшей расы. Они сложены из узнаваемых блоков странной формы: приземистые Z, S и T, L, J, квадрат и, наконец, всегда полезный длинный брусок.