Наряду с Pac-Man, Super Mario и Sonic the Hedgehog, Тетрис был одной из первых видеоигр, ворвавшихся в популярную культуру. Как еще можно объяснить недавний выход фильма "Тетрис" с Тэроном Эгертоном в главной роли? Странно, но фильм основан на довольно сухих юридических спорах о правах интеллектуальной собственности на игру.
Официальный трейлер фильма "Тетрис" на Apple TV+
Но в истории игр история о том, как появился "Тетрис", легендарна. Алексей Пажитнов, научный сотрудник Академии наук СССР по распознаванию речи, в начале 1980-х годов разработал ряд игр-головоломок, "позаимствовав" свободное время на компьютере "Электроника-60", стоявшем у него на работе.
Машина не имела графического дисплея, поэтому игры отображались с помощью текста, но "Тетрис" все равно привлек многих коллег Пажитнова. Вскоре игра появилась на большинстве компьютеров в различных советских организациях.
Пажитнов хотел поделиться своей игрой, но это была эпоха позднего Советского Союза, он не имел представления о том, как работает издательство игр, а его работодатели были не в восторге от "пустой траты" времени на их дорогом компьютере. К тому же советский закон об авторском праве давал государству контроль над программным обеспечением.
Тем не менее, Пажитнов договорился о правах на Академию через своего начальника, который отправил игру венгерскому издателю игр Novotrade. Это привело к тому, что "Тетрис" имел ограниченный успех за железным занавесом.
В Венгрии Роберт Стайн из компании Andromeda Software увидел "Тетрис", он ему понравился, и он обратился к Пажитнову с предложением получить права на игру. Пажитнов ответил по факсу, что заинтересован. Штейн взял факс и, не составляя контракта, продал права на игру на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе в 1987 году.
Игра "Тетрис" имела огромный успех, была перенесена на множество платформ и получила множество наград. Но затем последовала затяжная судебная тяжба, охватившая несколько континентов, несколько игровых компаний и множество итераций самой игры "Тетрис". Были версии для Amstrad, BBC Micro и Apple II, и это только три.
В конце концов, в конце 1980-х годов компания Nintendo проявила интерес и захотела заполучить "Тетрис" для своей новой консоли Game Boy. С тех пор игра стала практически вездесущей.
Консоль Game Boy от Nintendo была выпущена в 1989 году, и "Тетрис" стал самой популярной игрой.
Просто "Тетрис" - одна из самых увлекательных компьютерных игр, когда-либо созданных. Некоторые пытаются объяснить ее психологическими аспектами. Медленное нарастание сложности объясняется не только увеличением скорости, но и тем, что ваши неудачи не дают вам покоя, а победы, таким образом, мимолетны.
Для тех из нас, кто вырос на первом поколении домашних компьютеров, таких как ZX Spectrum, Tetris - это игра из серии "когда я был мальчишкой". Я до сих пор помню драматизм грохочущего и зловещего ритма музыки на Commodore 64, отказавшись от запоминающейся русской народной песни оригинала.
https://youtu.be/Rpt-G3dRcek
Как выглядел и звучал Тетрис на Commodore 64.
Это было время, когда вы не могли рассчитывать на оскароносные выступления актеров озвучки, ультрареалистичную графику или роскошный оркестровый саундтрек. Это были звуковые сигналы и ограниченные цвета очевидных пикселей, поэтому игровой процесс должен был захватить вас еще больше, чтобы получить тот самый "еще один удар".
Doom часто упоминается как игра, представленная на всех платформах, но я бы утверждал, что Tetris действительно держит эту корону. Впервые поиграв в нее на Commodore 64, я затем играл в нее на Amiga, много раз на PC, затем на Xbox 360. Сейчас она доступна на современном поколении консолей, на телефонах и даже есть версия для виртуальной реальности. И все это с тем же основным геймплеем. Вы не можете испортить почти идеальную игру.
Когда Фил Фиш создавал свою игру Fez, преемницу Tetris в качестве видеоигры-головоломки, он хотел изобразить останки древней цивилизации, но древней цивилизации из видеоигры.
Посмотрите внимательно на каменные руины этой давно исчезнувшей расы. Они сложены из узнаваемых блоков странной формы: приземистые Z, S и T, L, J, квадрат и, наконец, всегда полезный длинный брусок.