У каждого учебного заведения есть своя философия, своё видение образовательного и внеучебного процесса. Директор ИОН РАНХиГС Павел Голосов рассказывает о 10 принципах, благодаря которым Институт общественных наук является не просто структурной единицей Президентской академии, а полноценной образовательной платформой, где любой студент может найти свой путь для максимальной профессиональной самореализации.
Образование в Институте общественных наук — это больше, чем просто образование. Это комплекс, который позволяет не только развивать базовые профессиональные компетенции, но и навыки коммуникации и самоопределения. Это сообщество единомышленников, которые имеют схожие ценности и готовы сплотиться для реализации своих идей. Всё это стало возможно благодаря своду принципов, которые выработались за время существования Института и чтятся как сотрудниками, так и студентами
Павел Голосов, директор Института общественных наук РАНХиГС
1. Прозрачность
Мы стремимся к тому, чтобы в любой точке своего пути студент понимал, что сейчас происходит: будь это требования преподавателя или глобальное представление о своей траектории развития на ближайшие 4 года. Понимая правила игры, студент сможет разглядеть максимальное количество возможностей, предложенных институтом, и воспользоваться ими.
2. Междисциплинарный подход и развитие мягких навыков
Для нас крайне важно научить студентов выстраивать междисциплинарные связи. Это позволяет оперировать знаниями и навыками из разных областей, непрерывно расширять кругозор и мыслить широко и нестандартно. Это базовая профессиональная настройка, если довести её до автоматизма, то студент сможет свободно планировать свою образовательную траекторию и развивать карьеру в интересующем его направлении.
3. Практико-ориентированное обучение
Наши преподаватели уделяют большое внимание развитию жёстких профессиональных навыков. Мы верим, что процесс обучения студентов строится на практической методологии: она заключается в возможности моментального применения теории сразу на практике и демонстрации того, как изученный материал работает в реальной жизни. Поэтому подавляющее большинство занятий строятся по принципам кейс-стади, воркшопов, семинаров, проектных работ и мастер-классов. Конечно, у нас присутствуют лекции, где студенты получают необходимую теоретическую базу, но любое лекционное занятие обязательно закрепляется практикой. Невозможно заставить другого человека начать действовать и думать так, как это делают профессионалы, но можно создать необходимые условия, чтобы он начал действовать и думать как профессионал.
4. Углубленное изучение иностранных языков
Практически на всех программах ИОН студенты проходят углубленную языковую подготовку по двум, а на «Филологии и переводе», «Истории государства и власти» и «Прикладной отечественной истории» по трём иностранным языкам. У нас работает сразу две языковые кафедры: кафедра английского языка и кафедра второго иностранного языка, и второй язык можно выбрать абсолютно самостоятельного — на ИОН нет принудительного распределения. Мы убеждены, что знание языков — это не только приятное дополнение к резюме, но и действительно рабочий инструмент, который существенно расширяет профессиональные возможности и часто служит карьерным бустером.
5. Сотрудничество с работодателями
Президентская академия сотрудничает более чем с 700 организациями и компаниями. У каждой нашей программы есть свои партнёры, у которых студенты проходят практики. Подавляющее большинство наших преподавателей — практикующие специалисты. Мы приглашаем проводить мастер-классы экспертов и выдающихся представителей своих областей. И к нашей радости, все эти возможности для наших студентов довольно часто трансформируются в полноценный офер: порядка 79% наших студентов трудоустраиваются ещё до окончания обучения.
6. Преподаватели и студенты — коллеги
Для нас важно, чтобы в аудиториях создавалась именно профессиональная академическая атмосфера. Это значит, что у студентов всегда должна быть возможность открыто коммуницировать с преподавателями и задавать дополнительные вопросы по теме, что-то обсуждать, а иногда вступать в полемику и предлагать альтернативную точку зрения. На самом деле — это тоже способ развития мягких навыков, навыков профессиональной коммуникации.
7. Тьюторское сопровождение
В Институте общественных наук одной из первых в России начала работать Служба тьюторского сопровождения. На каждом курсе определенная категория тьюторов решает вместе со студентами важные задачи по развитию и тренировке профессиональной осознанности. Совершать осознанный выбор — это тоже навык, причем комплексный. Мы учим оценивать личные компетенции, таланты и собственные слабости, анализировать ситуацию на рынке и формировать исходя из этого определенный запрос и путь по удовлетворению этого запроса. Эти навыки важны и во время обучения, но ещё более востребованными они становятся после получения высшего образования, когда студент выходит в открытый космос профессий и должен суметь в нем не растеряться. Поэтому в Тьюторскую службу можно обращаться даже в течение первого года после выпуска.
8. Гибкость образовательной траектории
Мы создаем программы, которые могут удовлетворять различные запросы в рамках одной профессиональной области. Формат программ Широкий бакалавриат позволяет студентам выбрать специализацию по итогам первого курса и изучать дополнительный профиль на 3-4 курсе. Другие программы содержат большое количество элективов и дисциплин по выбору. Все это позволяет студентам моделировать свою траекторию обучения так, чтобы она помогала им приблизится к их карьерным целям.
9. Сочетание фундаментального подхода и современных трендов в образовании
Высшее образование не может не быть академичным, поэтому наши студенты читают много научных текстов и учатся писать академические работы. Это позволяет сформировать фундаментальную научную базу — генетический минимум для любого образованного человека. Вместе с тем, образование не может быть статичным. Оно должно подстраиваться под те тенденции, которые диктует рынок трудоустройства, учитывать новые исследовательские методологии и результаты научных исследований. Поэтому мы ежегодно корректируем учебные планы, дополняем и обновляем отдельные курсы, чтобы то образование, которое сегодня получают наши студенты, не устарело, когда они окончат обучение.
10. Внеучебная жизнь не менее важна, чем учёба
Существование любого института абсолютно бессмысленно без студентов. А студенты — это очень свободолюбивая аудитория, которая проводит в стенах вуза лучшие годы своей жизни. И мы не имеем права их разочаровывать и ограничивать только занятиями в аудиториях. В этом смысле, внеучебная жизнь наших студентов не менее важна, чем учёба. Мы поощряем студенческие инициативы и поддерживаем проекты наших студентов. В ИОН ежегодно проходит грантовый конкурс студенческих инициатив. Лучший проект получает финансирование. Мы убеждены, что именно студенческая жизнь во многом помогает молодым людям развить лидерские, коммуникативные и организаторские навыки и укреплять горизонтальные связи. Студенческий нетворкинг и сообщество выпускников, которое из него рождается, — не менее ценные ресурсы, чем мягкие и жесткие навыки.
Ценности и принципы ИОН фокусируются на максимальной пользе для наших студентов. И мы видим результаты наших трудов, когда наши выпускники действительно возвращаются к нам с благодарностями, становясь большими профессионалами с успешной карьерой и прекрасным бэкграундом, который они получили именно в ИОН.