Найти тему
Age Of Cinema

«Убийца «Священный паук»: иранские «Молчание ягнят» от режиссера сериала «The Last Of Us»

Постер фильма «Убийца «Священный паук»
Постер фильма «Убийца «Священный паук»

События фильма разворачиваются в священном иранском городе Мешхед, где орудует серийный маньяк (настоящие события происходили в начале нулевых), выслеживающий и убивающий проституированных женщин. Свою кровожадность убийца оправдывает священной целью — желанием очистить улицы родного города от порока. Вот только жертвами его «праведного гнева» становятся не те, КТО пользуется услугами секс-работниц, а женщины, КОТОРЫМИ пользуются.

Расследовать преступления из столицы приезжает смелая журналистка Рахими, которую на новом месте постоянно стыдят и поучают местные мужчины. Заручившись поддержкой своего редактора, которому преступник звонит после каждого убийства, чтобы сообщить расположение тела убитой, Рахими пытается выследить виновного и представить его земному суду.

Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»
Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»

«Убийца «Священный паук» — детектив только номинально. С первых минут мы знаем личность преступника. Это местный житель Саид — ветеран ирано-иракской войны, который почувствовав запах крови однажды, продолжает желать ее даже в мирное время. Вопреки часто повторяемой мантре про то, что свои преступления герой творит во имя Аллаха, в личной беседе с тестем Саид признается: кто-то из моих сослуживцев вернулся с войны мучеником, кто-то — в инвалидном кресле или в гробу, а что я? Я ничем не примечателен.

Свою большую «праведную» миссию на земле герой придумывает себе сам — решает разобраться с проституированными женщинами, не желая разбираться с первопричиной зла: обществом и устройством своей страны, в которой для некоторых женщин панель — единственный и безальтернативный способ выживания.

Автор картины Али Аббаси — шведский постановщик иранского происхождения, за плечами которого чудоковатое скандинавское фэнтези «На границе миров» и сериальный хит этого года — экранизация компьютерной игры «Одни из нас». Аббаси, которого привлекают нестандартные герои и окружающие их обстоятельства, намеренно отказывается от любой условности — этот фильм он снял нарочито реалистично, на грани документалистики.

Показанные на экране события с охотой Саида и совершаемыми им убийствами выглядят, как следственный эксперимент, записанный на камеру. От этой жизненной убедительности, бьющей зрителя прямо в лоб, максимально неуютно, а на самых страшных моментах невольно зажмуриваешься.

Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»
Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»

Но провокационность подачи Аббаси, решившегося на откровенный разговор без купюр, объяснима намерением режиссера задать всему повествованию максимально серьезный тон. В жанровый детектив, местами сильно напоминающий иранскую версию «Молчания ягнят» с яркой женской героиней, вынужденной собственными силами разыскивать преступника в подчеркнуто маскулинном мире мужчин, постепенно пробирается и социальная драма об угнетении женщин, и религиозная притча о злых поступках, которые не способны перекрыть никакие «добрые» намерения.

Примечательно и то, как автор разделывает историю на несколько ключевых составляющих: сцены до приезда журналистки, сцены, в которых она пытается вычислить преступника, соглашаясь стать для него приманкой, и финальный акт, в котором Саид предстает перед судом.

Аббаси, которому важно показать зло в его прогрессии, наглядно демонстрирует его паразитирующее свойство. Большая часть местного мужского населения поддерживает убийцу, а главным «наследником» героя становится его сын-подросток, смотрящий на отца с обожанием. Мальчик, который в первые часы растерян из-за новостей о том, что совершил его родитель, постепенно проникается к поступкам отца симпатией. Этому способствует и одобрительная интонация общества, и объяснение матери, выгораживающей своего мужа и перед детьми, и перед судом.

Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»
Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»

О страшном финале фильма сложно говорить, не раскрыв его главный секрет, но хочется отметить, насколько важно досмотреть картину до конца и вынырнуть из этой страшной пучины не раньше закрывающих титров.

«Убийца «Священный паук» — бескомпромиссное и очень важное кино, для просмотра которого стоит собраться с силами. Ему можно предъявить за нарочитую подачу и лубочные художественные решения, но невозможно отказать в точности авторской интонации и ее актуальности. Это отказывающаяся наставлять поучительная история о том, как однажды взятое в руки оружие на миг превращает человека в Бога, но совершенный с его помощью выстрел — в вечного дьявола.