Найти тему

Дети, которые живут внутри нас: кто они?

Оглавление
«Внутренний ребёнок» отвечает за яркость нашей жизни, за все наши мечты, спонтанные «хочу», умение радоваться и быть в моменте
«Внутренний ребёнок» отвечает за яркость нашей жизни, за все наши мечты, спонтанные «хочу», умение радоваться и быть в моменте

Елена* пришла с работы, как помятый сапог. День не задался с самого утра: сначала в автобусе нахамила какая-то пожилая женщина, потом начальник раскритиковал за недостаточно усердную работу, а тут ещё и претензии со стороны мамы, что не приехала на выходных помочь. И так захотелось Елене, чтобы кто-то обнял, пожалел, заварил вкусный чай и дал конфетку. Слезинка покатилась по щеке, но тут же Елена одёрнула себя, подскочив с пуфа в прихожей: «Не время раскисать.! Слёзы – ночью в подушку, а сейчас собрала себя, ведь ещё нужно приготовить ужин и проверить уроки у сына!»

Так и живёт Елена с ощущением, что «жизнь проходит мимо», желания – «это всё ерунда», а траты на себя – «только обязательные и полезные». Но разве это взрослая жизнь? И ради всего этого мы детишками мечтаем поскорее вырасти?

Когда-то эти вопросы я задала себе тоже. И уже 4 года задаю их своим клиентам, помогая отыскать ответы на самые сложные ситуации в жизни. Работа с внутренним ребёнком – один из главных инструментов практики и важнейший этап терапии. Без него часто все усилия дают лишь временный результат. Кто же этот «внутренний ребёнок», и почему он так важен? Поделюсь своим профессиональным опытом и знаниями, которые помогают мне и моим клиентам приходить к жизни мечты.

Кто такой «внутренний ребёнок» простым языком

Когда мы появляемся на свет, наша психика как губка впитывает всё, что с нами происходит. Люди, ситуации, опыт, умения и навыки: всё это составляет основной багаж, который мы несём с собой всю последующую жизнь. Исследования учёных показали, что при рождении у ребёнка сформировано примерно 15% нейронных связей. Остальные 85% формируются в детские годы. Особенно в первые 3 года жизни.

-2

Внутренний ребёнок – это часть нашей психики, которая формируется в перинатальный период и в детском возрасте, сохраняя прожитый опыт, чувства, эмоции, телесные переживания, мысли, потребности и желания. Как часть психики, она никуда не девается, а продолжает жить внутри нас, иногда вырываясь в разных контекстах.

Помимо внутреннего «ребёнка» в нашей психике также уживаются, как правило, несколько родительских фигур или «защитников», а также собственно наше «Я» или внутренний «взрослый». О них подробнее расскажу в следующих публикациях. В своей практике я использую учения Эрика Берна и Джея Уорли.

Как распознать «внутреннего ребёнка»?

Если внутренний ребёнок проявлен, активный и «живой», вы обязательно будете чувствовать моменты его активации. Во-первых, эта часть психики даёт состояние интереса, азарта, желание поиска новых впечатлений. Отсюда сильное желание жить, творить, что-то пробовать, создавать, исследовать. Во-вторых, будет много желаний и «хочу», яркие мечты.

-3

Также ребёнок может активно проявлять себя в разных ситуациях, особенно стрессовых, похожих на те, которые встречались в детстве. Вместе с ним активизируется внутренний «родитель» или «защитник».

Приведу вам простой пример. Представьте ситуацию – поломка автомобиля прямо в дороге. Ну, скажем, пробилось колесо или коробка передач не включается. Вы за рулём и едете одни. И вот несколько вариантов поведения (героиня женщина).

1. Первый вариант – вы выскакиваете из автомобиля, начинаете хвататься за голову, размахивать руками, выкрикивая «Блин, я же опаздываю на встречу! Как же задолбали наши убитые дороги! Вот говорила же мужу, чтобы он всё проверил, а он. Всегда приходится мне самой выбираться из *опы!» или «Вот я дура, что не послушалась тогда мастера. Вечно мне муж говорит, что лучше мне не ездить. Неудачница! Такая встреча, а я всё запорола!»

2. Второй – вы в отчаянии понимаете, что ехать дальше не можете, сделать ничего не можете сами и просто начинаете плакать. В слезах звоните мужу (подруге, другу) и начинаете жаловаться, что с вами случилась беда, вам нужна помощь, топаете ножкой, что «всё пропало» и ждёте, что сейчас кто-то приедет вас спасать.

3. Третий – вы в отчаянии понимаете, что ехать дальше не можете, и видите, что опаздываете на важную встречу. Звоните и предупреждаете, что с вами случилась неприятная ситуация, поэтому задержитесь. Быстро набираете телефон эвакуатора и звоните в ближайший сервис, чтобы приняли машину. Сами тем временем вызываете такси к месту происшествия.

Итак, какая часть психики ведущая в каждом из этих примеров? Где «ребёнок», а где «родитель» и «взрослый»? Пишите ваши варианты в комментариях. Какой пример поведения близок вам: как вы обычно поступаете в непредвиденных ситуациях? Ответ по этой ситуации напишу в следующей части публикации.