О спектакле «Довлатов-jam» Союза деятелей театра «Арт-арена», представленном на фестивале негосударственных театров «Сегодня» (3-10 июля 2023, Москва)
Пускай кругом бардак - есть худшие напасти!
Пусть дует из окна. Пусть грязен наш сортир...
Зато - и это факт - тут нет советской власти.
Свобода -
мой девиз, мой фетиш, мой кумир!
С. Довлатов. «Компромисс», 1973-1980
Когда приходишь в театр, всегда сразу чувствуешь центр притяжения. Это может быть кто угодно: худрук, прима, словом, человек, на котором фокусируется всеобщее внимание.
Сегодня хочу представить уважаемой публике совершенно новый театр, который выбивается из традиционной центростремительной системы. В этом театре нет абсолютного лидера. Молодые актеры, режиссеры и музыканты придумали и осуществили театр равенства. Театр, где нет строгого подчинения, но есть свобода творчества, которую можно сравнить с творчеством Кукрыниксов.
Итак, знакомьтесь: «СДТ (не путать с СТД!) «Арт-арена» - содружество творческих людей, которым удается не мешать, а помогать друг другу.
Могу предвидеть недоумение по поводу такой вольницы в сложнейшем творческом организме под названием Театр, где любой сбой и малейшее отсутствие слаженности приводит к краху. Но творческий продукт, изготовленный театральными «кукрыниксами», вышел самого высокого качества.
Спектакль начинается — и вы сразу ощущаете множественность центров притяжения, каждый из которых излучает колоссальную энергию, а учитывая крошечное сценическое пространство, эффект получается потрясающий. Может быть, ощущение, что в театре несколько центров притяжения, трудно уловимо, но оно безусловно способствует вхождению в атмосферу театрального счастья, радости и полноты бытия, ради которой мы ходим в театр. Счастья, которое создается той колоссальной энергией творчества, подпитывающей каждого зрителя.
Итак, классической сцены нет. Оркестровой ямы — тоже, хотя спектакль «Довлатов- jam» наполнен и одухотворен живой музыкой, о которой чуть позже. Зрительного зала, как такового, тоже не существует. Все присутствующие вовлечены в единое сценическое пространство, в котором разворачивается театр.
Спектакль поставлен в духе классического квартирника, и все пространство старинного зала ДК "Гайдаровец" с музейным зеркалом и канделябрами, раритетной ширмой и старорежимным балконом, украшенным изящной решеткой, на котором небезопасно находиться большой компанией, превращается в живое театральное пространство, в котором разворачивается действие. Вместо кулис используется балкон, а антикварная мебель превращается в декорации. И это очень удачное решение.
Спектакль был задуман актером и режиссером Николаем Ильницким и актером Владом Волковым, которым захотелось «поработать с жизнеутверждающим текстом». Насколько тексты Довлатова жизнеутверждающие, трудно сказать. Довлатов — писатель, которого долго не принимало профессиональное сообщество; писатель, остро чувствующий свое и чужое горе; писатель, всей душой ненавидящий насилие и несвободу; писатель, словесник, вынужденный эмигрировать и жить на чужбине. Тексты у него сложные, как в смысловом, так и в эмоциональном плане. Большой художник, Довлатов чувствовал сам и давал понять вдумчивому читателю, как несправедлив и абсурден этот мир, причем по обе стороны океана. Он показывал непростую жизнь, временами тяжелую, временами безысходную.
Но в его книгах всегда есть надежда — и ребята это сразу просекли. Надежда, озаряющая книги всех классиков русской литературы, вдохновила молодых талантливых актеров на создание спектакля, насыщенного такой сумасшедшей энергией, что после него очень хочется жить.
Молодости свойственна жажда жизни и оптимистический взгляд на происходящее, даже если эта молодость умна и проницательна. Горькая ирония Довлатова превращается в сверкающее остроумие, и каждый персонаж (трое актеров играют по нескольку ролей) выходит живым, исполненным комизма и трогательной нежности, без которой нет большого искусства.
Всего трое актеров, но каждый проживает несколько ролей, часто диаметрально противоположных друг другу. Актер и режиссер Николай Ильницкий одинаково убедителен в роли страстного Довлатова и хладнокровно-туповатого кгбэшника. Его чекист настолько убедителен, особенно во взаимодейсвии с довлатовским Бушем, что даже у взыскательного зрителя создается впечатление, что 30-летний Ильницкий не раз подвергался допросам.
Остается только гадать, откуда у молодых ребят, никогда не живших при совке, настолько точное и глубокое понимание образов. Но, как говорил Пушкин, «всякий талант неизъясним». Перед нами, безусловно, очень талантливый театр, которому суждено большое будущее.
В спектакле много живой музыки в исполнении Влада Волкова (вокал, гитара), режиссера-постановщика (напоминаю, что в театре их несколько) Алексея Эйдлина (бас-гитара) и барабанщика-виртуоза Валадимира Бурмистрова (Бурбона).
Это музыка очень интересной рок-группы начала 90-х «Пекин Роу-Роу». Кавер-версии старых песен, примерно совпадающие по времени и абсолютно совпадающие по духу с довлатовскими текстами, сделаны в современном духе и завораживают шаманскими ритмами, полностью вовлекая в атмосферу тяжелого внутреннего противостояния тягостной атмосфере совка. Музыка — полноценная составляющая представления, которое при этом не скатывается ни в пошленький мюзикл, ни в поверхностную оперетку, ни в сугубо концертную рок-оперу.
Отдельное внимание необходимо уделить актерскому мастерству молодой команды, в игре которой прослеживается настоящая классическая школа, проявляющаяся во всем: от движения, интонации до изящных театральных эффектов, превращающих сценическое действие в подобие волшебства.
Горькая довлатовская ирония, шутливое изящество слога в сочетании с абсурдностью ситуаций, настолько идиотских, что сами начальники, их создавшие, приходят в ужас от степени их идиотизма — все смешит и обескураживает. Магия театра конкурирует с магией литературы.
Что поделать, если мы живем во времена, когда тема эмиграции и свободы в несвободной стране вновь актуальна? Да просто жить и работать. И учиться быть собой у героев Довлатова, у тех, кто сам учился выживать в любое время и в любых обстоятельствах.
Да, свобода необходима. Но найдем ли мы ее там, где нас нет?
Один умный человек сказал как-то: «Если вам плохо здесь, вам будет плохо везде». Эта мысль перекликается с репликой Маруси: «Нормальный человек, он и в Москве свободен». Мудрая истина нуждается в осмыслении и так необходима всем нам — тем, кто сегодня вновь учится подлинной свободе, не меняя географии и не изменяя себе.