Найти тему
Московская беседка

А как же свобода?..

О спектакле «Довлатов-jam» Союза деятелей театра «Арт-арена», представленном на фестивале негосударственных театров «Сегодня» (3-10 июля 2023, Москва)

Афиша спектакля
Афиша спектакля

Пускай кругом бардак - есть худшие напасти!

Пусть дует из окна. Пусть грязен наш сортир...

Зато - и это факт - тут нет советской власти.

Свобода -

мой девиз, мой фетиш, мой кумир!

С. Довлатов. «Компромисс», 1973-1980

Когда приходишь в театр, всегда сразу чувствуешь центр притяжения. Это может быть кто угодно: худрук, прима, словом, человек, на котором фокусируется всеобщее внимание.

Сегодня хочу представить уважаемой публике совершенно новый театр, который выбивается из традиционной центростремительной системы. В этом театре нет абсолютного лидера. Молодые актеры, режиссеры и музыканты придумали и осуществили театр равенства. Театр, где нет строгого подчинения, но есть свобода творчества, которую можно сравнить с творчеством Кукрыниксов.

Итак, знакомьтесь: «СДТ (не путать с СТД!) «Арт-арена» - содружество творческих людей, которым удается не мешать, а помогать друг другу.

Сцена из спектакля. Слева направо:  Довлатов - Николай Ильницкий, Маруся - Мария Мелик-Пасаданова, Рафа - Влад Волков
Сцена из спектакля. Слева направо: Довлатов - Николай Ильницкий, Маруся - Мария Мелик-Пасаданова, Рафа - Влад Волков

Могу предвидеть недоумение по поводу такой вольницы в сложнейшем творческом организме под названием Театр, где любой сбой и малейшее отсутствие слаженности приводит к краху. Но творческий продукт, изготовленный театральными «кукрыниксами», вышел самого высокого качества.

-3

Спектакль начинается — и вы сразу ощущаете множественность центров притяжения, каждый из которых излучает колоссальную энергию, а учитывая крошечное сценическое пространство, эффект получается потрясающий. Может быть, ощущение, что в театре несколько центров притяжения, трудно уловимо, но оно безусловно способствует вхождению в атмосферу театрального счастья, радости и полноты бытия, ради которой мы ходим в театр. Счастья, которое создается той колоссальной энергией творчества, подпитывающей каждого зрителя.

-4

Итак, классической сцены нет. Оркестровой ямы — тоже, хотя спектакль «Довлатов- jam» наполнен и одухотворен живой музыкой, о которой чуть позже. Зрительного зала, как такового, тоже не существует. Все присутствующие вовлечены в единое сценическое пространство, в котором разворачивается театр.

-5

Спектакль поставлен в духе классического квартирника, и все пространство старинного зала ДК "Гайдаровец" с музейным зеркалом и канделябрами, раритетной ширмой и старорежимным балконом, украшенным изящной решеткой, на котором небезопасно находиться большой компанией, превращается в живое театральное пространство, в котором разворачивается действие. Вместо кулис используется балкон, а антикварная мебель превращается в декорации. И это очень удачное решение.

-6

Спектакль был задуман актером и режиссером Николаем Ильницким и актером Владом Волковым, которым захотелось «поработать с жизнеутверждающим текстом». Насколько тексты Довлатова жизнеутверждающие, трудно сказать. Довлатов — писатель, которого долго не принимало профессиональное сообщество; писатель, остро чувствующий свое и чужое горе; писатель, всей душой ненавидящий насилие и несвободу; писатель, словесник, вынужденный эмигрировать и жить на чужбине. Тексты у него сложные, как в смысловом, так и в эмоциональном плане. Большой художник, Довлатов чувствовал сам и давал понять вдумчивому читателю, как несправедлив и абсурден этот мир, причем по обе стороны океана. Он показывал непростую жизнь, временами тяжелую, временами безысходную.

Сергей Довлатов - Николай Ильницкий
Сергей Довлатов - Николай Ильницкий

Но в его книгах всегда есть надежда — и ребята это сразу просекли. Надежда, озаряющая книги всех классиков русской литературы, вдохновила молодых талантливых актеров на создание спектакля, насыщенного такой сумасшедшей энергией, что после него очень хочется жить.

-8

Молодости свойственна жажда жизни и оптимистический взгляд на происходящее, даже если эта молодость умна и проницательна. Горькая ирония Довлатова превращается в сверкающее остроумие, и каждый персонаж (трое актеров играют по нескольку ролей) выходит живым, исполненным комизма и трогательной нежности, без которой нет большого искусства.

Рафа - Влад Волков
Рафа - Влад Волков

Всего трое актеров, но каждый проживает несколько ролей, часто диаметрально противоположных друг другу. Актер и режиссер Николай Ильницкий одинаково убедителен в роли страстного Довлатова и хладнокровно-туповатого кгбэшника. Его чекист настолько убедителен, особенно во взаимодейсвии с довлатовским Бушем, что даже у взыскательного зрителя создается впечатление, что 30-летний Ильницкий не раз подвергался допросам.

-10

Остается только гадать, откуда у молодых ребят, никогда не живших при совке, настолько точное и глубокое понимание образов. Но, как говорил Пушкин, «всякий талант неизъясним». Перед нами, безусловно, очень талантливый театр, которому суждено большое будущее.

-11

В спектакле много живой музыки в исполнении Влада Волкова (вокал, гитара), режиссера-постановщика (напоминаю, что в театре их несколько) Алексея Эйдлина (бас-гитара) и барабанщика-виртуоза Валадимира Бурмистрова (Бурбона).

-12

Это музыка очень интересной рок-группы начала 90-х «Пекин Роу-Роу». Кавер-версии старых песен, примерно совпадающие по времени и абсолютно совпадающие по духу с довлатовскими текстами, сделаны в современном духе и завораживают шаманскими ритмами, полностью вовлекая в атмосферу тяжелого внутреннего противостояния тягостной атмосфере совка. Музыка — полноценная составляющая представления, которое при этом не скатывается ни в пошленький мюзикл, ни в поверхностную оперетку, ни в сугубо концертную рок-оперу.

Слева направо: Владимир Бурмистров, Алексей Эйдлин и счастливые зрители
Слева направо: Владимир Бурмистров, Алексей Эйдлин и счастливые зрители

Отдельное внимание необходимо уделить актерскому мастерству молодой команды, в игре которой прослеживается настоящая классическая школа, проявляющаяся во всем: от движения, интонации до изящных театральных эффектов, превращающих сценическое действие в подобие волшебства.

Таня - Мария Мелик-Пасаданова
Таня - Мария Мелик-Пасаданова

Горькая довлатовская ирония, шутливое изящество слога в сочетании с абсурдностью ситуаций, настолько идиотских, что сами начальники, их создавшие, приходят в ужас от степени их идиотизма — все смешит и обескураживает. Магия театра конкурирует с магией литературы.

-15

Что поделать, если мы живем во времена, когда тема эмиграции и свободы в несвободной стране вновь актуальна? Да просто жить и работать. И учиться быть собой у героев Довлатова, у тех, кто сам учился выживать в любое время и в любых обстоятельствах.

Да, свобода необходима. Но найдем ли мы ее там, где нас нет?

-16

Один умный человек сказал как-то: «Если вам плохо здесь, вам будет плохо везде». Эта мысль перекликается с репликой Маруси: «Нормальный человек, он и в Москве свободен». Мудрая истина нуждается в осмыслении и так необходима всем нам — тем, кто сегодня вновь учится подлинной свободе, не меняя географии и не изменяя себе.