Наверняка вам приходилось ходить рядом с железнодорожными путями, и вы видели, что пространство между шпалами зачастую заполнено щебнем. Это делается для экономии или есть практический смысл в отсыпке щебня, а не отливе бетона, к примеру?
Для железнодорожных полотен применяется самая крупная фракция – 50-70 мм. Почему именно она?
Вагоны и электровозы имеют огромный вес и создают колоссальную нагрузку на полотно.
Несмотря на то, что конструкция из рельс и шпал выглядит целостно и неподвижно, под давлением тяжелых составов и природных явлений она живет своей жизнью, движется и вибрирует, что в определенных ситуациях может серьезно сказаться на безопасности движущихся по ней объектов.
Поэтому полотно под шпалами и рельсами должно быть максимально устойчивым для больших нагрузок. Почему же не высокомарочный бетон, спросите вы? Абсолютно жесткое монолитное покрытие гарантированно разрушится под постоянными тяжелыми ударами, а оно должно принимать и гасить давление поездов, и при этом не разрушаться и не уходить под землю из-за большой массы. И именно крупный щебень решает эти задачи.
Тут не просто отсыпал и пошел. Технология достаточно сложная
- С помощью шпалоподбивочной машины щебень укладывается под шпалы.
- Затем электробалластером он распределяется до уровня шпал и рельсов и уплотняется рихтовочным и уплотнительным оборудованием.
- Потом распределительная машина засыпает пустоты и удаляет излишки щебня с полотна.
Во время ремонтных работ крупный щебень подбивается под полотно и досыпается между шпалами, а также при помощи щебнеочистительного оборудования удаляются наносные примеси.
Вопрос: а мелкий щебень, что, не подойдет?
Все дело в форме крупной фракции. Она имеет крупные и неровные, угловатые куски, которые не будут уплотняться под большим давлением. По сути, это тоже самое, что и ходьба по битому стеклу. Если всем телом наступить на один осколок, он вопьется в ногу с очень высокой долей вероятности. Но, если толстостенное стекло будет насыпано толстым слоем, то давление ходящего будет перераспределено по поверхности и ходьба будет относительно безопасной.
Также и щебень. Крупные камни обеспечивают сцепку друг с другом, защищая насыпь от уплотнения под нагрузкой поезда. Мелкая же фракция просто уйдет под землю.
Плюс, крупный щебень создает водопроницаемую, дренажную поверхность – за счет пространства между камнями осадки будут быстро уходить в канавы сквозь полотно, защищая его от луж.