Найти тему

Почему на железнодорожных путях всегда лежит щебень?

Оглавление

Наверняка вам приходилось ходить рядом с железнодорожными путями, и вы видели, что пространство между шпалами зачастую заполнено щебнем. Это делается для экономии или есть практический смысл в отсыпке щебня, а не отливе бетона, к примеру?

Для железнодорожных полотен применяется самая крупная фракция – 50-70 мм. Почему именно она?

Вагоны и электровозы имеют огромный вес и создают колоссальную нагрузку на полотно.

Несмотря на то, что конструкция из рельс и шпал выглядит целостно и неподвижно, под давлением тяжелых составов и природных явлений она живет своей жизнью, движется и вибрирует, что в определенных ситуациях может серьезно сказаться на безопасности движущихся по ней объектов.

Поэтому полотно под шпалами и рельсами должно быть максимально устойчивым для больших нагрузок. Почему же не высокомарочный бетон, спросите вы? Абсолютно жесткое монолитное покрытие гарантированно разрушится под постоянными тяжелыми ударами, а оно должно принимать и гасить давление поездов, и при этом не разрушаться и не уходить под землю из-за большой массы. И именно крупный щебень решает эти задачи.

Тут не просто отсыпал и пошел. Технология достаточно сложная

  • С помощью шпалоподбивочной машины щебень укладывается под шпалы.
-2
  • Затем электробалластером он распределяется до уровня шпал и рельсов и уплотняется рихтовочным и уплотнительным оборудованием.
-3
  • Потом распределительная машина засыпает пустоты и удаляет излишки щебня с полотна.

Во время ремонтных работ крупный щебень подбивается под полотно и досыпается между шпалами, а также при помощи щебнеочистительного оборудования удаляются наносные примеси.

Вопрос: а мелкий щебень, что, не подойдет?

Все дело в форме крупной фракции. Она имеет крупные и неровные, угловатые куски, которые не будут уплотняться под большим давлением. По сути, это тоже самое, что и ходьба по битому стеклу. Если всем телом наступить на один осколок, он вопьется в ногу с очень высокой долей вероятности. Но, если толстостенное стекло будет насыпано толстым слоем, то давление ходящего будет перераспределено по поверхности и ходьба будет относительно безопасной.

Также и щебень. Крупные камни обеспечивают сцепку друг с другом, защищая насыпь от уплотнения под нагрузкой поезда. Мелкая же фракция просто уйдет под землю.

Чертеж железнодорожных путей по ГОСТ выглядит следующим образом
Чертеж железнодорожных путей по ГОСТ выглядит следующим образом

Плюс, крупный щебень создает водопроницаемую, дренажную поверхность – за счет пространства между камнями осадки будут быстро уходить в канавы сквозь полотно, защищая его от луж.

Спасибо за внимание!