Каждый год у бронекатера № 13 Волжской военной флотилии, который навеки застыл на каменном постаменте у берега Волги рядом с музеем-панорамой «Сталинградская битва», собираются по праздникам ветераны-речники, моряки и курсанты. Но мало кто знает, что своим появлением памятник во многом обязан скромной женщине — Валентине Михайловне Евдокимовой, а еще… Евгению Вучетичу и Никите Хрущеву.
Достать бронекатер попросил Вучетич
Валентина Михайловна Евдокимова была известна в Волгограде как энтузиаст музейного дела. Собрала прекрасную коллекцию для музея завода «Красный Октябрь», была лично знакома и даже была дружна со многими участниками Сталинградской битвы — от солдат до командующих армиями. Работая в музее обороны Сталинграда — ныне музее-заповеднике «Сталинградская битва», она специализировалась на изучении подвига речников. Однажды к ней за помощью обратился скульптор Евгений Вучетич.
— В первоначальном проекте ансамбля на Мамаевом кургане Евгений Вучетич планировал сделать выход к Волге, где установить суда, участвовавшие в битве за город — бронекатер, символизирующий Волжскую военную флотилию, и речной пароход, — рассказывала Валентина Михайловна. — Пароходы в то время еще ходили по Волге, а найти бронекатер, конечно, было проблемой. Вучетич, подбирая исторический материал к памятнику на Мамаевом кургане, работал в фондах нашего музея. Тогда-то он и обратился ко мне с вопросом, где найти бронекатер, участвовавший в Сталинградской битве?
Восстанавливая боевой путь судов Волжской военной флотилии, Евдокимова собирала информацию в архиве генштаба военно-морского флота. Славный боевой путь Волжской военной флотилии открывался ей день за днем, шаг за шагом…
«Букашки» жалили больно
Волжская военная флотилия создавалась в первые месяцы Великой Отечественной войны для содействия войскам Красной Армии и обеспечения беспрепятственного прохождения судов по главной водной артерии страны — Волге. Срочно собирались суда по всей реке, закладывались новые корабли. К лету 1942 года Волжская флотилия имела в своем составе несколько канонерских лодок, два с лишним десятка катеров-тральщиков, а еще сторожевые катера, полуглиссеры, и, конечно, более 15 бронекатеров. Их называли «речными танками», поскольку бронекатера вооружали танковыми пушками. А бойцы-сталинградцы ласково называли их «броняшки», «бычки» или даже «букашки».
Впрочем, врага эти «букашки» жалили очень больно. Помимо танковой пушки они были оснащены пулеметом Дегтярева, на них устанавливались зенитные пулеметы, которым по силам было сбивать низколетящие вражеские самолеты. А на нескольких бронекатерах поставили пусковые установки реактивных ракет — новейшего по тем временам и грозного вида вооружения.
Осенью 1942 года бронекатера вместе с другими судами доставляли в обороняющийся Сталинград бойцов и командиров, перевозили боеприпасы и военную технику, переправляли на левый берег Волги раненых и мирных жителей. Значение их в героической обороне Сталинграда было огромно. По данным, приведенным капитаном 1 ранга запаса, доктором исторических наук Иваном Локтионовым в труде «Волжская флотилия в Великой Отечественной войне», корабли Волжской флотилии переправили в осажденный Сталинград 62 225 бойцов и командиров, более 15000 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов и около 500 автомашин. Из города они вывезли 44 790 раненых, женщин, стариков и детей. Экипаж БК-13 выполнял боевые задачи наравне со всеми.
Каждодневный подвиг
Особую роль бронекатера сыграли, когда Волга стала замерзать.
«С 10 ноября 1942 года на переправах из-за тяжелых ледовых условий могли действовать только бронекатера. Если до начала ледостава бронекатера совершали за ночь два-три рейса, то теперь на каждый рейс через Волгу затрачивалось 10-15 часов», — пишет Иван Локтионов.
Впрочем, волжские речники не понаслышке знают, что такое шуга — мелкий лед, который забивает кингстоны охлаждения и не дает работать двигателям.
О бронекатерах, в том числе и БК-13, упомянул в воспоминаниях и командующий 62-й армией Василий Иванович Чуйков:
«В эти дни и ночи они творили истинно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на север по Волге, к берегу, где оборонялась 62-я армия. Были дни, когда эти суда не могли в темное время вернуться обратно, а идти днем вдоль берега, занятого немцами, было равносильно гибели. Тогда они оставались у нашего берега, маскировались парашютами, белыми простынями и мешками под цвет снега и льда».
Вот лишь одна сводка, характеризующая каждодневный подвиг экипажей бронекатеров.
«20 ноября, в день перехода войск Сталинградского фронта в контрнаступление, бронекатера № 12, 13 и 61 получили задание доставить пополнение, боеприпасы и продовольствие 138-й стрелковой дивизии генерал-майора И. И. Людникова, прижатой к Волге на небольшом простреливаемом всеми боевыми средствами противника участке. Их действиями руководил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. И. Песков. В ночь на 21 ноября бронекатера, приняв на борт более 300 бойцов и до 40 тонн боеприпасов и других грузов, совершили переход вблизи занятого противником берега к пункту разгрузки, находившемуся в 150 метрах от переднего края. Под ожесточенным огнем гитлеровцев они в течение получаса высадили людей, выгрузили боеприпасы и продовольствие, приняли 263 раненых. Во время обратного рейса бронекатера, вступив в перестрелку с врагом, подавили 10 его огневых точек и взорвали склад боеприпасов».
Хрущев… в нагрузку к боеприпасам
А вот забавный случай, который рассказал Валентине Михайловне один из бойцов Волжской военной флотилии.
— В начале зимы 1942 года бронекатер № 13 вошел в оперативную группу, которая переправляла через Волгу людей и грузы, когда другие суда уже стали на прикол, — рассказывала Валентина Михайловна. — Однажды подошел к бронекатеру БК-13 Никита Хрущев, который в то время был членом Военного совета Сталинградского фронта. Хрущеву надо было переправиться на правый берег, и ему выделили один из катеров. «Почему не грузитесь?» — грозно спросил он. «Так мы же вас повезем…» — отвечают с катера. «Что за глупость такая? Быстро грузиться! — отругал бойцов Никита Сергеевич. — Я — это само собой…»
Позже именно он, будучи уже Первым секретарем ЦК КПСС, решит судьбу бронекатера БК-13. А было это следующим образом…
Новая жизнь старого бронекатера
После окончания Сталинградской битвы корабли Волжской военной флотилии передали Азовской и Днепровской, а затем Дунайской военной флотилии, которая базировалась в Измаиле.
Узнав, что суда, воевавшие под Сталинградом, находятся в Измаиле, Валентина Евдокимова выпросилась в командировку в Измаил…
— В 60-х годах флотилию расформировывали, морякам предлагали идти в атомный подводный флот или демобилизоваться, а суда списывали, — рассказывала Валентина Михайловна.
Музейщики договорились забрать один из бронекатеров, спасая его тем самым от отправки в металлолом. Было написано письмо за подписью директора музея обороны Царицына-Сталинграда с просьбой переправить БК-13 в Волгоград, чтобы установить его как памятник. Командующий Дунайской флотилией контр-адмирал Николай Мефодьевич Бочков был не против, письмо передали Никите Сергеевичу Хрущеву, и он его подписал. С постановлением правительства Валентина МИхайловна поехала в Измаил.
БК-13, который участвовал в боях на Припяти и Западном Буге, Белорусской и Берлинской наступательных операциях, снова возвращался в Сталинград. В город, который защищал в 1942 году, бронекатер пришел своим ходом в полном боевом вооружении. Но того момента, когда герой войны встанет на постамент у берега Волги, пришлось ждать еще много лет.
С бронекатера сняли вооружение и оставили в затоне судостроительного завода, где он находился вплоть до 90-х годов. Идея Вучетича о лестнице к Волге от Мамаева кургана не воплотилась в жизнь, а БК-13 медленно ржавел, вдруг оказавшись никому не нужным.
Только в 1995 году было завершено начатое еще в 60-х годах дело. Бронекатер БК-13 сначала поставили у музея-панорамы, а затем перенесли к Волге, где он и находится ныне.
Елена Бобылева