Тема про "лодочный срочносбор" уже несколько потеряла остроту, однако не смог удержаться - имеются, товарищи, у меня некоторые сомнения. Напомню, все началось с видео, на котором наши бойцы погибли под ударом украинского БПЛА, не сумев запустить лодочный мотор. Кроме возмущения, сограждане еще и бросили клич о сборе плавсредств для отправки в действующую армию. Инициативу поддержали главы Дагестана и Астраханской области, дав поручение проработать вопрос передачи Минобороны изъятых у браконьеров плавательных средств.
Политически... точнее, патриотически, наверное, правильное. Как оно будет выглядеть с технической точки зрения, дело другое. Плюс в том, что у браконьеров (профессиональных, а не "выходного дня") плавсредства и движки, как правило, в идеальном состоянии. Минус - те, кто будут ими пользоваться на фронте, увы, в большинстве своем далеко не профессионалы. С точки зрения знаний и умений по данной теме, особенно с учетом разнобоя по матчасти, это же не единообразный модельный ряд, а сборная солянка, с особенностями которой придется разбираться не один день, осваивая как хотя бы минимум теории, так и максимум практики - в бою охать и ахать будет некогда.
И еще один момент: кому и как будут передаваться девайсы? Не "помоют" ли некоторую часть наиболее приличных вариантов в свою пользу армейские и чиновничьи "передаточные" звенья?
Ну да ладно, второй вопрос оставим без рассмотрения, вернемся к более материальной проблеме.
Практика использования в ходе СВО совершенно гражданских автотранспортных средств, различными путями попавших на передовую, в том числе для повышения мобильности личного состава или подвоза боеприпасов, достаточно широко распространена в зоне боевых действий. Но тут все проще - используются в основном достаточно простые в эксплуатации и обслуживании отечественные модели, из импорта - тоже не напичканные электроникой, требующие качественного высокооктанового топлива и в качестве моторного масла не банальной синтетики/полусинтетики и даже минералки, а "мыльной водички" 0w20. В принципе любой, кто водил "Жигули" или "Дастер", с не меньшим успехом сядет за руль "Пассата" или даже "Крузера-восьмидесятки" - каких-то коренных отличий здесь нет, опять же заглохла машина, бросил ее и дальше на своих двоих.
С маломерными судами все обстоит несколько иначе. Думаю, командование формирует экипажи "боевых" плавсредств с учетом определенного опыта бойцов - ну, хотя бы один должен был на гражданке поплавать на лодочке по родной Оке, Волге или Оби. И почему-то уверен, что среди мобилизованных или добровольцев владельцев скоростных яхт, навороченных глиссеров и т.п. нет вообще или единицы, остальные катались на старых добрых "Казанках" да "Прогрессах". Здесь-то и кроется подвох.
У меня есть довольно приличный опыт общения :)) с моторками вроде все той же "Казанки", "Крыма" и "Прогресса-4". И, соответственно, с движками типа "Вихрей". И тут представляю, что вдруг необходимо срочно, без особой подготовки, идти "на дело" на скоростном катере с двумя могучими 4-тактными движками суммарной мощностью под 500 лошадей.
Мало того, что судовождение здесь совершенно другое, так ведь и само обслуживание тоже - хотя бы готовить топливную смесь не надо, а ведь сдуру мог бы и набулькать масла в бензин, как на двухтактниках. Или, что еще хуже, командование сажает на судно река-море со стационарным дизелем от грузовой "Вольво", в которых я вообще не черта не смыслю (разве что поискать в экипаж бывшего водителя-дальнобойщика). И все это хозяйство ломается или просто глючит в самый критический момент...
Может, построения это чисто умозрительные, поскольку высока вероятность, что в соответствии с заданным в статье "вторым вопросом" более-менее крутые браконьерские катера до фронта не дойдут, осев у причалов особняков "правильных" людей. А может, у большинства новых хозяев конфиската выпадет хотя бы одна спокойная неделька на освоение непривычной техники. Надеюсь, что так оно и будет и статья, начавшись "за упокой", не зря завершается торжеством "за здравия".