Когда я написала, что, отправив ребенка в лагерь, поселилась рядом, многие мамы завалили меня вопросами: "О, а где так можно? Я тоже так хочу!"
Я поняла, что совершила стратегическую ошибку, когда рассказала об этом.
Потому что это неправильно (чуть ниже объясню, почему я вынуждена была так сделать).
Я искренне так считаю. Что делать так НЕ надо. Потому что... отпуская, отпускай.
У меня в стендапе "Ну мааам" есть сценка про то, как мой муж учил шестилетнего сына кататься на велике. Настоящем, взрослом таком велике. Двухколёсном. Сын крутил педали и ехал по школьному двору, а муж бежал рядом, держа за сидение велика, помогая ему искать равновесие.
Когда они проезжали мимо меня, я увидела, что сын уже не нуждается в папиной поддержке, что он поймал равновесие и вполне уверенно едет.
А папа продолжает бежать рядом, потому что ему, папе, просто страшно отпускать ребенка. Но это его страх, его тревожность, его "проблема". И это ему нужно с ней работать.
А сыну он в каком-то смысле уже даже мешает, а не помогает.
И я кричу мужу:
- Отпускаааааааай!
А он, задыхаясь от бега, выдаёт свой страх:
- А если он упадёёёт?
Я забрала эту миниатюру в свой стендап, потому что она - прямо идеально и очень наглядно характеризует родительство.
Мы, родители, очень любим своих детей, мы готовы бежать с ними рядом и поддерживать хоть до сорока лет, но очень важно не упустить тот самый момент, когда лучшее, что мы можем для ребёнка сделать - это отпустить его.
Потому что он уже может сам.
И это прекрасно. Он - самостоятельная отдельная личность. И чем больше он будет кататься один, тем круче научится.
Да, он может упасть. В принципе, любой может упасть, даже самый опытный... велосипедист.
Но во-первых, это не повод не ехать. Как говорится, кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился.
Во-вторых, иногда опыт падений делает нас только сильнее. Потому что говорит нам: "Смотри, ты упал, было больно, обидно, но ты не умер. А встал, вылечил коленку и живёшь дальше. И это круто, что ты прочувствовал это опыт. Это значит, что падений можно не бояться, ведь теперь ты не понаслышке знаешь: после них - жизнь продолжается".
В-третьих, человек, который уже умеет падать, может научиться использовать падения для взлётов.
Вернёмся в лагерь.
Чаще всего психологически не готовы к нему родители, а не дети.
И именно родительская тревожность: "А вдруг он не сможет?" заставляет нас придумывать вот эти схемы: моя кровиночка в одном корпусе, а я - тихонечко - в другом. Я не помещаю, но буду пунктиром мелькать на территории, подглядывая за ребенком из-за газеты, которуя я держу вверх ногами.
Я так уверенно пишу, потому что это прям мой случай.
В лагерях обычно четкое правило, что никаких родителей, пожалуйста, на территории лагеря. Правильное правило.
Почему? Потому что наличие рядом тревожной мамы сильно мешает адаптационному периоду дитя.
Ребёнок попадает в новое место к незнакомым людям.
Что он испытывает? Любопытство и стресс.
Стресса больше, чем интереса.
У него неизбежная грусть, слезы, скучание по дому и родным, к которым он сильно эмоционально привязан.
Мозг - наш главный защитник от стрессов - сразу придумывает план, как защититься: "Давай-ка к маме вернёмся. Там, где мама, нет стресса".
Но если мама далеко, то здравый смысл шепчет: "Ну комон, мама далеко, это ж ей целая проблема - ехать, меня забирать. И тоже стресс. Давай потерпим ещё чуток".
А через два-три дня ребенок, интегрированный в лагерные игры и движухи, уже прошел пик стресса, и любопытства и интереса стало больше, чем стресса. Плюс он уже обзавёлся друзьями. Всё, он в деле.
А если мама рядом, то здравый смысл говорит ребёнку: "Конечно, давай сруливать. Мать вон мельтешит в соседнем корпусе. Сейчас зареву, она прибежит и стресс закончится через 10 минут".
Это, кстати, и другим детям может усложнить период адаптации, ведь они тоже скучают по своим родителям, им сложно, а вы тут, у них на глазах, со своим чадом обнимаетесь.
Поэтому я правда считаю, что родителям стоит хорошенько на берегу подумать: стоит или нет отдавать ребенка в лагерь, и если да, то - отпускайте! - точно не надо ехать за ним. Ибо такое "тайное присутствие" ребенку только помешает.
Это экспертно говорю вам я - яжемать, которая поехала за дочерью)))
Объясню свои причины.
Во-первых, это Катя захотела в лагерь. Это была её идея. И я, и муж интуитивно считаем, что ей рановато. Но она хотела, просилась, смотрела видосы про лагеря.
Я подумала: "Ну, а почему бы не поэкспериментировать?"
И для меня это был реально эксперимент.
Я как бы играла в игру: дочка едет в лагерь, пум-пум-пум, посмотрим, что из этого выйдет.
Во-вторых, на сайте выбранного мной лагеря было написано: "Дети с 8 лет".
Я подумала: "Ой, ну ладно... Кате 7,5. Это ж почти 8"
А в этом возрасте каждый год - это огромный пласт знаний и психоэмоционального развития. И когда прислали списки по отрядам, и я увидела, что в Катином отряде дети 8-9-10 лет, стало понятно, что вариант: "Ей пока рано, и она может не справиться" стал ещё более вероятен.
И я поговорила об этом с Катей: что, малыш, если тебе понравится - это супер, если будет сложно и тяжело (ну, не в кайф) - это тоже супер, это важная информация о том, что тебе просто пока рановато. Оба варианта нас устроят.
В-третьих, у меня у Катюши особенный слух. Кохлеарная имплантация.
Один наш друг-школьник, который тоже проимплантирован, говорит, что самое сложное для него в школе - это переменки. Все бегают, галдят. И мозг, для которого обработка звуков - это работа, аж закипает. Вот.
А лагерь - это переменка, длиною в день.
Там они проснулись - и сразу на зарядку под музыку, потом игры, движ, и так до вечера.
И 24 человека в отряде. То есть там в принципе всегда запредельный уровень шума. Катя может просто от этого даже устать. В её случае это вариант нормы.
Но ей ооооочень хочется попробовать, а у нас есть такая возможность, так почему нет?
В-четвёртых, она едет одна, в незнакомый коллектив, где никто, включая взрослых, не понимает, что такое кохлеарный имплант, как он работает, что такое зарядка к нему, аккумулятор, катушка и сушилка.
Да, Катя, конечно, все умеет сама, но пока Катя - это маленькая девочка, а в кохлеарке есть миллион технических нюансов.
Например, на третий день лагеря моё присутствие в соседнем корпусе санатория резко стало вдруг оправданным: абсолютно без причин вышел из строя один аккумулятор на ушке, который прослужил меньше года.
Почему? Неизвестно. Но вдруг мне днем пишет директор лагеря (телефонов вожатых у родителей нет, чтобы не отвлекать их, ведь они несут ответственность за детей, и я считаю, это правильно, и детям раздают телефоны только в обед и перед сном): "У Кати выключилось ушко".
Ого. Я - честно - не была готова. У нас есть новые акки дома, а уезжая, я, уверенная, что он не пригодится, всё же взяла с собой старый акк. Перестраховалась. И он - пригодился! Ушко починили за 10 минут, Катя вернулась на репетицию. То есть сбылись мои страхи (сейчас все, кто верят в эзотерику, скажут: ты сама притянула).
В-пятых, ну что тут врать, я - реально тревожная мать. После пережитого с Катей (мы чуть не потеряли её, когда она заболела менингитом, после которой не слышит), мои страхи материнские многократно окрепли. Я с ними честно работаю, но если скажу, что укротила их - совру.
И мне, мамаше кудах-тах-тах, тут, в соседнем корпусе, так спокойнее.
И да, ребят, это неправильно. Я сейчас, вот здесь, это понимаю, и говорю со всей ответственностью: не смотря на то, что у меня было много уважительных причин так поступить, лучше не брать с меня пример.
Как в шутке из стендапа: "Я всегда опаздываю. У меня на это есть десяток уважительных причин, но эти причины уважаю только я")))
Просто отпуская, отпускаем.
Даём ребёнку пощупать самостоятельность, попробовать её на зубок. Это важный для его взросления опыт - опыт поиска своего места под солнцем среди сверстников, без мамочки, которая вытирает ему нос заведомо наслюнявленным носовым платком.
Да. Вот такая я вся противоречивая)
Не будьте, как я.