РИАМО - 7 июл. Детская истерика является возрастной нормой, но это совсем не говорит о том, что можно пустить ситуацию на самотек. Ребенок сможет научиться себя понимать и справляться с эмоциями только при помощи родителя. Очень многое зависит от того, как реагирует родитель, сообщила РИАМО детский психолог Юлия Пономарева.
По ее словам, в поведении родителя при истерике ребенка есть два ключевых момента: спокойно справиться с самой истерикой и позже выяснить причину и постараться предотвращать подобное.
«Сохраняйте спокойствие, помните, что криками, манипуляциями, угрозами вы сделаете только хуже. Если вы находитесь в общественном месте, к примеру, в магазине, а ребенок бьется в истерике и решил поваляться на полу, сделаете вид, что там никого нет и дайте ему такую возможность. Будьте рядом и периодически напоминайте: «Я здесь, я рядом, как будешь готов – я поддержу, пожалею, обниму», – заявила Пономарева.
Она отметила, что лучшее настроение родителя в момент истерики – спокойствие, вежливость, внимание.
Кроме того, следует помочь ребенку прекратить истерику, если он этого хочет, добавила психолог.
«Важным этапом в пик истерики является принятие его эмоций и их отзеркаливание. Скажите ему, что понимаете, что он устал, обижен, расстроен, скажите, что любите, обнимите, если ребенок не против. Далее скажите: «Давай успокоимся, а потом обсудим и решим остальное», – рассказала Пономарева.
Эксперт уточнила, что бывают дети, которые вроде бы согласны идти на контакт, но при этом успокоиться не могут. Тогда ребенку надо дать попить маленькими глотками, попробовать сменить фокус на что-то приятное, подышать вместе с ним (4 вдоха, 4 выдоха), умыть водой, отправить в туалет.
Если родитель видит, что ребенку надо прокричаться, нужно дать ему эту возможность, заявила психолог.
«И поверьте, ему действительно полегчает! Так можно делать, если в данный момент ребенку ничего не вредит, например, он не лежит раздетый на земле в холодную погоду под холодным дождем. Если же вы понимаете обратное, а истерика не стихает несколько минут, особенно в общественном месте, ребенка необходимо физически вынести из этой ситуации. Берем на руки и уносим домой. Поверьте, такое случается во многих семьях и это совсем не определяет вас как плохого родителя и то, что у вас плохой ребенок», – сказала Пономарева.
После того, как пик истерики миновал, можно увидеть зевоту – это верный знак, что истерика подходит к концу, ребенок приходит в себя. В это самое время нужно все обязательно проговорить.
«Здесь также начинаем с чувств и эмоций: «Я понимаю, ты обиделся, ты хотел эту игрушку, ты хотел эту конфету» и далее объясните, как ему следовало себя повести, как было бы правильно. Когда объяснение будет закончено, хорошо бы показать ребенку, что его поступки никак не влияют на вашу любовь и принятие. Скажите, что любите, и конфликт будет исчерпан, а ребенку это поможет воспрять духом», – отметила Пономарева.
Затем наступает этап анализа произошедшего, когда родителю следует понять причину истерики, чтобы взять под контроль какие-то моменты и в будущем суметь предотвратить подобное.
«Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, дети действительно разные, но их разность – это не дельта между хорошим и плохим, это скорее дельта между более лабильной нервной системой и менее лабильной и, конечно, дельта между наполненностью родительской любовью и принятием. Чем больше, чаще и качественнее мы наполняем этот сосуд любовью и принятием, тем меньше происходит истерик и плохого поведения. Чем прочнее детско-родительские отношения, тем проще ребенку проходить возрастные изменения и кризисы», – заключила психолог.