Найти в Дзене

Диагностика эмоционального интеллекта детей

Чтобы развивать эмоциональный интеллект, нужно прежде всего понять, что включает в себя данное понятие. Разберем пять категорий эмоционального интеллекта, обозначим конкретные навыки, которые можно и нужно тренировать, покажем на понятных примерах. Эмоциональная сфера играет важную роль в формировании личности ребенка и влияет на его поведение, отношения с окружающими и успехи в учебе. Недостаточное развитие эмоциональной сферы может привести к проблемам с поведением и общением, к неудачам в учебе и т.д. Ребенок сталкивается с новой для него реальностью, людьми, предметами, событиями. Родители с первых дней становятся для него «проводниками», через которых он познает весь мир. Они знакомят его со всем тем, что окружает ребёнка, показывают ему свои эмоциональные реакции на происходящее, тем самым выражая свое отношение к вещам, к поступкам и людям. Развивать эмоциональную сферу важно, особенно для младших школьников, которые только начинают свой путь в образовательной системе. Чтобы пом
Оглавление

Чтобы развивать эмоциональный интеллект, нужно прежде всего понять, что включает в себя данное понятие. Разберем пять категорий эмоционального интеллекта, обозначим конкретные навыки, которые можно и нужно тренировать, покажем на понятных примерах.

Эмоциональная сфера играет важную роль в формировании личности ребенка и влияет на его поведение, отношения с окружающими и успехи в учебе. Недостаточное развитие эмоциональной сферы может привести к проблемам с поведением и общением, к неудачам в учебе и т.д.

Ребенок сталкивается с новой для него реальностью, людьми, предметами, событиями. Родители с первых дней становятся для него «проводниками», через которых он познает весь мир. Они знакомят его со всем тем, что окружает ребёнка, показывают ему свои эмоциональные реакции на происходящее, тем самым выражая свое отношение к вещам, к поступкам и людям.

Развивать эмоциональную сферу важно, особенно для младших школьников, которые только начинают свой путь в образовательной системе. Чтобы помочь им адаптироваться к новым условиям и развиваться гармонично, необходимо проводить психолого-педагогические диагностики и выявлять проблемы в их эмоциональном развитии.

-2

Диагностика эмоционального интеллекта включает в себя различные тесты и методики, которые позволяют оценить уровень развития различных компонентов эмоционального интеллекта у ребенка.

Компоненты эмоционального интеллекта

Самопознание

Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.
-3

Саморегуляция

Какими бы сильными ни были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы.
-4

Мотивация

Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.
-5

Эмпатия

Способность распознавать, как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, — крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.
-6

Социальные навыки

Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.
-7

Психолого-педагогическая диагностика направлена на изучение индивидуальных психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Практика оценки проводится доброжелательно с целью помощи ребенку в его личностном и профессиональном развитии.

Компоненты эмоционального развития

Е.И. Изотова выделяет 3 компонента эмоционального развития младших школьников.

-8

Диагностические методики эмоционального развития младших школьников

Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей младшего школьного возраста (Е.И. Изотовой).

Цель: выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития; восприятия и понимания эмоциональных состояний и др.

Диагностическая методика «Эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста в модификации
М.А. Кузьмищевой.

Цель: особенности эмоционального развития (когнитивно-аффективных компонентов) детей младшего школьного возраста.

Методика «Что – почему – как» М.А. Нгуен

Цель: Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей. Выявление степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём, уровень эмоционального интеллекта

Методика «Волшебная страна чувств» (Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов) 

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак)

Цель: Раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.

Цветовой тест Люшера

Цель: Оценка эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Методика «Рисунок несуществующего животного»
(М.3. Друкаревич)

Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.

Существует несколько путей развития эмоциональной сферы младших школьников:

1. Развитие эмпатии и социальной компетентности через игры и совместные занятия.
2. Обучение ребенка различным способам регуляции эмоций, таким как дыхательные упражнения и медитация.
3. Поддержка развития позитивных эмоций через создание приятных воспоминаний, поощрение и поддержку.

Таким образом, методы психолого-педагогической диагностики эмоционального развития младших школьников играют важную роль в образовательном процессе. Они позволяют выявить проблемы в эмоциональном развитии и помочь ребенку найти пути решения этих проблем. Работа педагогов и психологов в этой области позволяет создать условия для гармоничного развития каждого ребенка.

Подарок 🎁

Жми, чтобы забрать 👉🏻 Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация для детей от 4 до 7 лет»

Источники:

1. Загидуллин Р.Р. Эмоциональная педагогика: психолого-педагогические основы включения эмоций в учебный процесс // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №12. – с. 82-87.
2. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова,
Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2018.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2019.
4. Курносова С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. – 2019. – № 1.
5. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе // Вестник Вятского Государственного гуманитарного университета. – 2009. – №4. – с. 117-126.