Вы думаете, что поп-арт делали только мужины?
Поп-арт прочно ассоциируется с Энди Уорхолом, Мэрилин Монро и журналом Playboy. Всё это делали мужчины для мужчин💔. Женщина в основном была либо объектом желания, либо домашним эльфом с пылесосом. А к тому, что она может создавать искусство, относились скептически, видя в этом максимум миленькое женское хобби.
Феминистки были не согласны на такую пассивную роль. Несколько женщин-художниц по всему миру использовали поп-язык, чтобы пожаловаться на свое подчиненное положение и остановить фаллоцентризм.
🚺ГОЛАЯ ЖЕНЩИНА = СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА
Эвелин Аксель - первая бельгийская поп-художница. Использовав гендерно-нейтральное имя Аксель, чтобы её воспринимали всерьез, а не как ЖЕНЩИНУ, она совершила сексуальную революцию в искусстве.
Аксель считала, что женская нагота - это сила 💪🏻 И что это надо использовать как оружие и власть, а не ныть, что голых женщин ни во что не ставят.
Эвелин преклонялась перед женским телом. А ортодоксальные феминистки осуждали её за то, что она использовала свое тело и красоту как рычаг воздействия. Хотя эксперименты Аксель с наготой и женственностью означали тотальную свободу самовыражения и самоощущения.
Именно поэтому самую современную и независимую женщину 1970-х — Валентину Терешкову, первую женщину-космонавтку - Аксель в своей работе "Валентина" (1966) слегка раздела.
🚺 ПУСТЬ РОЖАЕТ КТО-НИБУДЬ ДРУГОЙ
Кики Когельник — австрийская художница, скульптор. Во время беременности в 1960-х она создала серию "Роботы", в которых тело женщины представлено просто как сборка из отдельных органов, выполняющих каждый свою функцию.
Она написала в своем дневнике:
Возможно, наступит время, когда женские тела больше не будут [необходимы] для этого процесса, и жизнь можно будет оставить в стороне. Я бы не возражала.
Используя свое собственное тело или тела подруг, Кики Когельник создала набор силуэтов, вырезанных из цветного винила для серии "Гобелены". Затем она повесила их на вешалки или сушильные полки. Голые и одинокие человеческие тушки, трафареты.
🚺 ЖЕНСТВЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ
Марисоль Эскобар - венесуэльско-американская скульптор - была суперизвестной в 1960-х, а потом про нее все забыли. А потом снова вспомнили.
Марисоль отрицала стереотипное представление о "женственности". Протестуя против принятых представлений о женщине либо как о матери, либо хозяйке, либо любовнице (четвёртого не дано), она пыталась собрать всевозможные грани женской сексуальности, используя в своих работах разные материалы.
Гипс, например, если его пережгли, рассыпается, но, жадно впитывая воду, крепнет весьма быстро, как и женские чувства. Дерево напоминает об уюте, стойкости, уверенности, которые ассоциируются одновременно и с домохозяйкой, и с сильной независимой бизнес-вумен. Фотографии на месте лица, краски и элементы одежды говорят об индивидуальности каждой женщины.
В скульптуре "Мэддисон-авеню" женский персонаж и в прямом, и в переносном смысле возвышается над мужчиной. Женская фигура подчеркнуто сексуализирована: грудь — единственная мягкая деталь на квадратном теле, длинные ноги в красных туфлях, ярко-красные губы, резко контрастирующие с деревянными элементами — всё это необходимо Марисоль для раскрытия задуманного ей образа.
🚺 МОНАШКАМ ТОЖЕ ТАК МОЖНО
Корита Кент была художницей, педагогом и римско-католической монахиней. Она черпала вдохновение в Священом писании, поп-культуре и логотипах для своих посланий о вере, надежде и любви.
Однако ее религия была к этому всему не готова. Её работу "Самый сочный помидор из всех" (1964), в которой Кент сравнивает Деву Марию с сочным помидором и вызывает прочные ассоциации с банками супа Campbell's Урхола, назвали ‘скандальной’ и заставили Кориту уйти из религиозного ордена.