Страны Ближнего Востока заявляют, что им не нужен «американский порядок».
Несмотря на прилагаемые США усилия по сохранению своей гегемонии на планете, растёт число регионов, демонстрирующих стремление выйти из-под американского контроля. Характерным примером того является зона Персидского залива. О происходящих там изменениях речь идёт в интервью, которое нашему обозревателю дал доктор исторических наук Владимир ВИНОКУРОВ, профессор Дипломатической академии МИД России.
– Владимир Иванович, недавно Иран выступил с инициативой создать военно-морскую коалицию со странами Персидского залива, а также Индией и Пакистаном для обеспечения стабильности и безопасности в северной акватории Индийского океана. По оценке многих наблюдателей, данная инициатива стала своего рода мировой сенсацией. А что вы скажете по этому поводу?
– Этот шаг Ирана действительно стал неожиданностью для мирового сообщества, так как всего несколько месяцев назад об этом даже предполагать было невозможно. Но всё изменилось, после того как в марте Иран и Саудовская Аравия договорились о нормализации двусторонних отношений, которые были разорваны в 2016 году. И подтолкнули их к тому разрыву Соединённые Штаты, которые, действуя по принципу «разделяй и властвуй», вмешивались во внутренние дела стран региона, заставляли их принимать американские ценности и жить по правилам, устанавливаемым за океаном. Однако в условиях нарастающего глобального противостояния такая политика уже не устраивает исламский мир. Там появилось и укрепляется понимание, что следует отказаться от такого «покровительства» Соединённых Штатов и начать самим выстраивать отношения друг с другом на принципах уважения, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.
И всего за каких-то несколько месяцев в отношениях арабских стран произошли значительные изменения. Так, 19 мая прошёл арабский саммит, организованный Саудовской Аравией в портовом городе Джидда, на котором состоялась реинтеграция Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ). Многие мировые СМИ отметили тот факт, что их поразила возможность снова видеть президента Сирии Башара Асада среди глав арабских государств после разрыва ими дипломатических отношений с этой страной в 2011 году, то есть почти сразу после начала антиправительственных выступлений, быстро перешедших в гражданскую войну.
Возвращение Сирии в ЛАГ свидетельствует не только о выходе Дамаска из статуса изгоя, в котором он формально пребывал в арабском мире последние 12 лет. Как подчеркнул Башар Асад в своём выступлении на саммите, это является началом нового этапа «совместных арабских действий во имя достижения мира, развития и процветания в нашем регионе вместо войны и разрухи».
Нельзя не заметить, что в саммите принял участие и украинский президент. Однако, несмотря на все его стенания и просьбы об оказании помощи, арабский мир вновь подтвердил свою позицию в отношении фактически развязанной США и НАТО войны против России, заявив, что это «не их война» и что они даже не будут обсуждать этот вопрос. Арабы подтвердили, что они, как и прежде, выступают за мир в Европе, стремятся установить многополярный мир, в котором арабские страны займут достойное место.
Реализация инициативы Тегерана и формирование военно-морской коалиции будут иметь значительные последствия для региональной безопасности
– А если говорить о других изменениях в регионе…
– С 7 июня возобновили свою работу посольство Ирана в Эр-Рияде, генеральное консульство в Джидде и постоянное представительство страны в Организации исламского сотрудничества. В ближайшее время в Иране начнут действовать дипмиссии Саудовской Аравии. Объявлено также, что обе страны создадут политические и экономические комитеты для сотрудничества в разных областях, что, естественно, улучшит их взаимодействие не только на двустороннем, но и региональном уровне.
Ведь не трудно предположить, что расширяющиеся отношения между Ираном и Саудовской Аравией могут привести к объединению восьми стран Персидского залива, созданию ассамблеи или учреждения, а в будущем и региональной организации. Такого хода событий на Западе никто не предвидел, так как в альянс вступают силы, связанные с абсолютными суннитскими монархиями, и шиитская исламская республика, которой является Иран.
Показательным в этом плане стало и только что состоявшееся турне главы МИД Ирана Хоссейна Амира Абдоллахияна по странам Персидского залива. Он посетил Катар, Оман, Кувейт и Объединённые Арабские Эмираты, где на встречах с их официальными представителями обсуждал вопросы двусторонних отношений и пути расширения сотрудничества. «Мы обсудили с каждой из этих стран устранение препятствий и содействие экономическому, торговому, туристическому, научно-техническому сотрудничеству и другим областям, представляющим интерес», – заявил он, подводя итоги турне. И добавил, что сотрудничество между Исламской Республикой Иран и странами на южном побережье Персидского залива открывает новую главу.
Согласно данным иранских СМИ, Тегеран готовится провести саммит министров иностранных дел и министров обороны Западной Азии. МИД Ирана заявил, что «в системе безопасности региона появится новый уровень сотрудничества». Способствующими факторами тому являются, по мнению Тегерана, отсутствие милитаризма, снижение геополитической роли Израиля в регионе, сокращение присутствия иностранных сил и формирование нового коллективного управления, что «приведёт к новому региональному порядку».
– Сюда же, очевидно, относится и предложение Ирана по военно-морской коалиции?
– Совершенно верно. По словам командующего ВМС Ирана контр-адмирала Шахрама Ирани, который озвучил эту инициативу, теперь безопасность в Персидском заливе будут обеспечивать сами страны региона. Следует отметить, что объявление о военно-морском альянсе прозвучало сразу после того, как ОАЭ заявили о выходе из поддерживаемой США оперативной группы, которая была создана, по официальной версии, в целях обеспечения безопасности торговых судов, идущих в регионе Персидского залива.
В качестве причины выхода ОАЭ называется недовольство относительно неспособности США обеспечить обещанную безопасность судов с помощью военных кораблей оперативной группы. Ранее Саудовская Аравия тоже упрекала Вашингтон в отказе от предоставления ей поддержки в связи с атаками, совершёнными силами йеменских хуситов на нефтяные объекты Saudi Aramco.
Напомню, что в оперативную группу, которая называется «Международная коалиция по безопасности на море» (IMSC), входят 38 стран, силы которых опираются главным образом на базу Пятого флота США в Бахрейне. Она якобы призвана защищать безопасность судоходства в Персидском заливе, но на деле была нацелена на геополитическое окружение Ирана.
Теперь это группа оказалась перед угрозой развала, так как в коалицию, предлагаемую Ираном, могут войти Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Оман, Пакистан, Индия и Ирак. Хотя власти этих государств официально не высказались по поводу этой коалиции, информагентства со ссылкой на один из катарских новостных сайтов передают, что Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ и Оман начали консультации относительно обеспечения безопасности судоходства в Персидском заливе.
Иранский командующий в своём заявлении не дал пояснений по поводу структуры военно-морской коалиции, но отметил, что альянс будет сформирован в скором времени. При этом он напомнил, что Оман и Иран уже несколько раз проводили совместные военно-морские учения, а также о морском союзе Ирана, РФ и КНР, проводящих ежегодные учения ВМС. Нет необходимости особо подчёркивать, что реализация инициативы Тегерана и формирование военно-морской коалиции будут иметь значительные последствия для региональной безопасности и геополитической динамики.
Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда»