Последнее время все чаще появляется информация об успехах в освоении Арктики и Приполярья, о возрождении «забытых» стратегически важных проектах и новых планах развития транспортных коридоров с учетом современных стандартов и технологий.
Озвученное в одной из наших статей предложение по модернизации дороги на Мурманск («Путь из варяг в персы» от Мурманска через Вологду и Нижний Новгород до Астрахани) привело к возникновению логичных вопросов про «Северный широтный ход» и автодороге «Мурманск – Санкт Петербург» и др. По этой причине было решено сделать обзор возможных проектов развития транспортной сети северных регионов нашей страны.
Данная глава, является частью цикла статей, посвященных теме комплексного развития Пензенского региона, на основе «новой» концепции кольцевой агломерации распределенного типа с зоной экологической безопасности».
Мурманск – Санкт Петербург (Трасса P-21 «Кола» )
Необходима скоростная трасса для быстрой связи двух крупнейших городов севера и создания скоростного коридора «Север–Юг» (Мурманск – Санкт Петербург – Москва – Краснодар).
Перспектива модернизации достаточно высокая, т.к. данное направление является наиболее логичным в рамках завершения проекта «скоростной дороги до Черного моря».
Однако, с учетом изменившейся политической и военной обстановки следует учитывать близкое расположение трассы P-21 «Кола» к границе и предусмотреть развитие альтернативных транспортных путей, связывающих Мурманск с остальными частями России
Мурманск – Вологда (Трасса P-21 «Кола» и A119 «Вологда – Медвежьегорск») и далее на юг до Каспийского моря (подробнее тут)
Необходима скоростная трасса для диверсификации маршрутов в рамках транспортного коридора «Север–Юг». Альтернативный путь должен связать порт Мурманска с портами на Каспии (Мурманск – Вологда – Нижний Новгород – Саранск – Пенза – Саратов – Волгоград – Астрахань).
Перспектива развития данного проекта достаточно высока, т.к многие элементы маршрута являются частью других перспективных проектов. Кроме того, этот проект наиболее перспективен в рамках договоренностей с Ираном и Индией. («Путь из варяг в персы») и будет способствовать быстрому развитию многих регионов.
Санкт Петербург – Вологда – Киров и далее на восток. Транспортный коридор «Запад–Восток» или «Северо западная хорда» (направление на Балтику) (подробнее тут)
Такая организация маршрута позволит завершить кольцевое направление вокруг Москвы (по трассам Р-23, Р-120, Р119, Р-208, Р-158, А-114) и разгрузить главное направление транспортного коридора «Запад–Восток» (Более северный вариант Трассы М12)
Кроме того, часть автодороги задействовано в реализации проекта «Путь из варяг в персы» (Мурманск – Вологда – Нижний Новгород – Саранск – Пенза – Саратов – Волгоград – Астрахань).
Мурманск – Сыктывкар – Сургут – Томск («Беломорская северо западная хорда» или все же «Северный широтный ход» ?)
Прежде всего, необходимо отметить, что исторически «Северный широтный ход» — это заполярная транссибирская железная дорога. Однако, последнее время все чаще под этот термин подводят вообще развитие транспортных коридоров как в Заполярье, так в Приполярье и просто в северных регионах.
Поэтому споры, относятся ли проекты развития транспортной сети в северных регионах к «Северному широтному ходу» или им необходимо дать иное название, оставим до официального принятия проекта. Условно данное направление будем называть «Беломорская северо западная хорда» в рамках проекта развития «Северного широтного хода».
В отличие от озвученных ранее маршрутов, у данного варианта существуют серьезные сложности в реализации по неосвоенным территориям, что заметно может отодвинуть окончательную реализацию.
Однако, многие элементы данного направления рассматриваются как вполне реальные проекты, на которые «выбивается» финансирования уже сейчас. Например :
«Речь идет об автотранспортном коридоре Томск – Пермь, проходящем от сибирского города в северо-западном направлении вдоль русла р. Обь через села Мельниково, Каргала, Чажемто и Каргасок; далее — через Большую Гриву, пересекая р. Васюган, а затем и р. Обь, дорога через город Стрежевой доходит до Нижневартовска. После маршрут продолжается через Мегион и Лангепас до Сургута; далее — через Нефтюганск, Пойковский, Ханты-Мансийск, Югорск, Ивдель, Качканар и Чусовой до Перми.» (читаем тут >>)
Наибольшую сложность вызывает проход через Уральские горы, поэтому реализация, скорее всего, будет состоять из 3х независимых этапов:
- От Мурманска, по побережью Онежской губы, южнее Архангельска, через Котлас, южнее Сыктывкара на Киров и далее на Пермь
- От Перми через Ивдель, Югорск, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Каргасок на Томск
- А вот проход через Уральские горы будет реализовываться уже после модернизации основных автодорог.
«Северный широтный ход» или «Заполярный транспортный коридор»
Когда заходит разговор про «Северный широтный ход», то обычно речь идет о возрождении Сталинского проекта «Заполярной железной дороги» Исторически , это проект Железнодорожного транспортного коридора. Однако, все чаще под этот проект подводят вообще развитие транспортной системы в северных и не всегда полярных регионах.
На Севере развитие автодорог до некоторой степени можно коррелировать с развитием ЖД
Кроме того до некоторой степени можно опереться на данные GPS треков для понимания общей картины транспортных перемещений.
А можно покопаться на форумах и сайтах «Северян и Полярников» или просто поискать по сети темы где обычные люди обсуждают вопросы строительства дорог
Оценить перспективу развития автодорог в Заполярье достаточно сложно. Гораздо правильнее будет оперировать понятием «транспортный коридор». (Условно будем считать, что « транспортный коридор» в Заполярье — это тандем из железной дороги и автомобильной дороги)
Основное назначение «Заполярного транспортного коридора» — это объединение всех северных городов в общую хозяйствующую структуру.
Поэтому, с учетом основного назначения, логично предположить, что развитие «Заполярного транспортного коридора» ( или как его называют «Северный широтный ход») должно быть продолжено в сторону Нарьян-Мара и далее в направлении Архангельска и Мурманска.
В условиях сурового климата жизненно важно иметь возможность в любой чрезвычайной ситуации получить помощь от соседнего города, который так же находится в этой же климатической зоне и имеет все необходимое оборудование и обученный персонал, способный решать сложные задачи.
Создание заполярного транспортного коридора (Северный широтный ход) и прямая связь с крупными северными городами (в том числе Архангельск и Мурманск) позволит изменить существующий режим «миграции» трудовых ресурсов Юг–Север, постепенно создавая пояс оседлости.
Для г. Мурманск, таким образом, появляется стратегически важный альтернативный путь связывающий город с остальной страной.
В статье небыли затронуты проекты РЖД Белкомур и Барентскомур, а также развитие альтернативного порту Мурманска проекта незамерзающего порта Индига. Об этом можно почитать в комментариях.
Для понимания общей картины добавил в тему несколько изображений из комментариев
Статья написана, прежде всего, для рассмотрения предложений и оценки перспектив развития транспортной системы страны широким кругом читателей данного канала.
Именно по этому, информация изложенная в статье может немного отличаться от официальных заявлений чиновников.
Если у кого то есть предложения как улучшить статью или кто–то желает предложить идею по развитию транспортной системы, то пишем в комментариях..
Следующая Глава 43 Перспективы развития агломераций и будет ли сокращение числа регионов в РФ
Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.
#дороги #север #заполярье #северныйширотныйход