Найти тему
Школа Жизни

Как появился праздник Ивана Купала и с чем он связан?

   Марина Александровна Катайкина (Денисенко), «В ночь на Ивана купало» (фрагмент), 1999 г. Фото: artchive.ru
Марина Александровна Катайкина (Денисенко), «В ночь на Ивана купало» (фрагмент), 1999 г. Фото: artchive.ru

Иван Купала — это самый таинственный и мистический праздник в году, дошедший до наших дней из древности. Спустя столетия это праздничное действо остается не менее популярным и у современных людей. Иван Купала привлекает своими необычными традициями и обрядами. Однако как появился этот праздник и с чем он связан, мало кто знает.

Праздник Ивана Купала, или Иванов день, в давние времена широко отмечался не только славянами. Его чтили по всей Европе. Об этом свидетельствуют упоминания о том, что во Франции Ивановский костер зажигал сам король. Это празднество было связано с постоянной датой и отмечалось в ночь с 23 на 24 июня (по старому стилю). Праздник был приурочен к очень важному событию — летнему солнцевороту. День начинал уменьшаться, а ночь увеличивалась.

Иванов день почитали и наши предки. В наши дни его отмечают 7 июля.

  • Этнограф и беллетрист Максимов утверждал, что купальские празднования свершались еще язычниками в честь свадьбы бога Солнца, женой которого была светоносная Заря-зарница. Важным элементом солнечной свадьбы было купание светила в воде. От этого и произошло название праздника — Купала.
  • Другие же исследователи убеждены, что в древности это был праздник Купала — божества земных плодов, урожая, изобилия и воды.

Еще в прошлом веке Иванов день считался наиболее важным и почитаемым из разгульных празднеств, проходивших в течение года. Чтобы оздоровиться, наши предки купались на заре этого дня, а также устраивали баню и заготавливали веники для парной на весь год. Пращуры именовали этот день чистоплотным.

   И. И. Соколов, «Ночь на Ивана Купалу», 1856 г. Фото: общественное достояние
И. И. Соколов, «Ночь на Ивана Купалу», 1856 г. Фото: общественное достояние

Существует поверье, что в купальскую ночь — самую короткую в году — запрещено спать. Объяснялось это тем, что именно в эту ночь вся нечисть становилась наиболее активной. Особенно в селах верили в беснование оборотней, русалок, водяных и леших. Ведьмы же слетались в эту таинственную ночь к Лысой горе, находящейся в Киеве, на главный шабаш в году. Славяне верили, что колдуньи в Иванов день отбирают у коров молоко и портят урожай хлеба.

Характерной чертой Ивана Купалы являются многочисленные обычаи и предания, которые тесно связаны с растительным царством. Так наши предки веровали, что в купальскую ночь вся растительность и все живые существа наделяются способностью разговаривать между собой. А деревья в эту ночь могут даже перемещаться с места на место.

При этом самым главным моментом Иванова дня был сбор целебных растений и трав. Так праздник приобрел свое второе название — Иван Травник или Иван цветной. Это является явным свидетельством того, что народ свято верил в целебные и чудодейственные травы, распускающиеся именно в ночь на Ивана Купалу. И неспроста, ведь в этот период наступает летний солнцеворот и природа достигает своего наивысшего расцвета. Часть трав и цветов принято было собирать в дневные часы, часть ночью, некоторые только на утренней заре.

   В. Прушковский, «В купальскую ночь (или „Цветок папоротника“)», 1875 г. Фото: общественное достояние
В. Прушковский, «В купальскую ночь (или „Цветок папоротника“)», 1875 г. Фото: общественное достояние

Пращуры считали, что только в Иванову ночь можно найти и сорвать цветок папоротника, ставший настоящим героем всего праздничного действа. С волшебным цветком связано много преданий о кладах. К тому же мифический цветок якобы наделял нашедшего особенной силой и возможностями. Счастливчик становился прозорлив, начинал понимать всех живых существ, мог стать невидимым и принять любой облик.

До восхода солнца наши предки старались набрать цветков ивана-да-марьи. Славяне верили, что если заложить в каждый угол избы по цветочку этого растения, то ни один вор не сможет переступить порог дома.

Вода и огонь служили основными символами очищения в эту ночь. Еще в древние времена они почитались разными народами. Так зародился обряд купальских огней и ночного омовения.

Купальский костер был обязательным славянским атрибутом праздничной ночи. Считалось, что его огонь священен, он очищает. Добывать его следовало исключительно трением дерева о дерево. Этот костер олицетворял собой земное подобие Солнца. Поэтому, чтобы очиститься перед началом жатвы, быть сильным и здоровым, наши пращуры прыгали через него.

   Г. И. Семирадский, «Иван Купала» Фото: общественное достояние
Г. И. Семирадский, «Иван Купала» Фото: общественное достояние

Другим символом купальской ночи, связанным со стихией воды, был девичий веночек. Девушки, расспрашивая воду о своей судьбе, пускали венки по реке.

Обязательной на Ивана Купала была и общая вечерняя трапеза, которая проходила на берегу водоема под деревом.

Иван Купала является отголоском древнего празднества язычников — летнего солнцестояния. Все обряды в этот период призваны восхвалять цветение и плодородие земли. Дни летнего солнцестояния считались точками календарного отсчета и у наших пращуров.

Автор — Женечка МД

Источник — ШколаЖизни.ру