Нередко мои клиенты, которых консультирую по эффективному ведению медицинского бизнеса, задаются вопросом о том, стоит ли покупать готовый медицинский бизнес. Скажу сразу: да, идея хорошая, но надо проследить, чтобы бизнес обязательно соответствовал ряду критериев.
На что обращать внимание при покупке готового медицинского бизнеса?
1. Проанализируйте, имеется ли эффективная бизнес-модель, которая генерирует прибыль
Посмотрите, какие в клинике бизнес-процессы, всё ли логично, всё ли увязано друг с другом и позволяет обеспечивать одновременно несколько вещей:
- пациенту – комфортный маршрут в клинике и качественное лечение,
- сотрудникам клиники – условия труда с возможностью достойного заработка,
- собственнику – устойчивую прибыль.
Как правило, прибыль оценивается по рентабельности либо по суммам чистого дохода. В среднем рентабельность медицинского бизнеса варьируется в пределах от 10% до 40% – в зависимости от региона России.
2. Обязательно нужно понять, кто стоит за этим бизнесом, посмотреть всю финансовую историю
Посмотрите все взятые займы, все обязательства, имеющиеся судебные процессы – как в отношении самого юридического лица, так и собственников, которые сейчас владеют бизнесом. То есть необходимо проверить финансовую историю бизнеса и собственника глубиной минимум в 5 лет.
3. Узнайте, есть ли регламенты, стандарты работы клиники. Ознакомьтесь с документами
Наличие таких документов и выполнение закреплённых в них требований позволяет быстро набирать персонал, быстро обучать людей и замещать кого-то в случае ухода в связи со сменой собственника. Многих, как известно, смена собственника пугает, и они увольняются, переживая о том, что новая метла будет мести по-новому. Но если есть адекватные стандарты и регламенты, которых вы сможете придерживаться, стресс от подобных пертурбаций получится свести к минимуму. И это важный момент.
4. Оцените репутационный капитал компании
Есть такое понятие, как репутационный капитал. Его даже можно оценить экономическими способами. Промониторьте отзывы о компании на площадках в интернете, упоминания в СМИ. Однозначно, если есть какие-то негативные отзывы, то это повод снизить стоимость приобретения. Прогноз прибыли в случае наличия негатива в публичном поле должен быть осторожным.
Однако даже если негатив присутствует, при правильной политике руководства клинику можно «реабилитировать» за 2-4 года. Как раз сменится потребительский цикл и люди смогут оценить новые подходы к сервису.
Коллеги, я уже несколько лет возглавляю Медицинский корпоративный университет, где мы обучаем эффективно вести бизнес: даём только подкреплённые практикой знания и инструменты. Сама я в медицинском бизнесе уже более 20 лет. О своём подходе, который позволяет мне успешно руководить клиниками одного из ведущих медицинских холдингов России, рассказываю в книгах.
Если вам требуется моя консультация, напишите мне на почту mcu@mcu.expert.
Подписывайтесь на мой канал, а также буду рада видеть вас в сообществе собственников медицинского бизнеса в «Телеграме»: