В Москве начали реставрировать дом героя «Мастера и Маргариты». Именно про это деревянное здание, построенное в XIX веке между улицами Остоженка и Пречистенка, сказано, что Мастер снял в нем две комнаты в подвале, с маленькими оконцами над тротуарчиком.
Здесь, оставив службу в музее, герой Булгакова начал писать свой роман о Иешуа и Пилате. Читателям «Мастера и Маргариты» наверняка будет интересно узнать подробнее об этом исторической доме.
Булгаков писал здесь образ Мастера
После войны с Наполеоном, в начале XIX века, титулярный советник Сергей Мельников продал часть принадлежавшей ему земли в Мансуровском переулке некоей горожанке Прасковье Емельяновой. В 1834 году новая хозяйка построила на первой линии переулка небольшой, но симпатичный одноэтажный деревянный дом с белокаменным подвалом. Здание было спроектировано в стиле неоклассицизма и эклектики. В парадных комнатах красовались печи с изразцами, потолки украшала лепнина. В подвале, который также был жилым, стоял камин.
После Емельяновой дом принадлежал поручику Ивану Полетаеву, а после него, в свою очередь, деревянным особнячком стал владеть местный купец Сергей Топленинов. Его сыновья, Владимир (актер) и Сергей (художник-декоратор) и были современниками автора «Мастера и Марргариты». Один из братьев, Сергей, был особенно дружен с писателем. Булгаков называл его обаятельным и компанейским человеком, на все руки мастером, гитаристом и знатоком старинных романсов.
А еще будущий автор «Мастера и Маргариты» много общался с драматургом Сергеем Ермолинским, который вместе с супругой также жил тут, снимая у братьев Топлениновых часть дома.
Булгаков часто бывал здесь и иногда оставался ночевать – хозяева предоставляли ему подвальную комнатку (если смотреть на дом со стороны переулка, это его правая нижняя часть). Именно в ней он прописывал главы романа, посвященные жизни Мастера, и писатель неоднократно говорил, что этот дом стал для него прообразом жилища литературного героя. Знатоки произведения даже могут указать в доме те самые два «булгаковских» окошка.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите 👇
Сам Сергей Топленинов с семьей тоже проживал на полуподвальном этаже, а вот его старший брат, Владимир, жил выше - на первом.
А ещё как раз в этот период у Булгакова началась романтическая связь с Еленой Шиловской, его будущей третьей женой.
О реставрации
В 1980-х годах дом в Мансуровском был отреставрирован силами проживавшего в нем на тот момент советского художника Владимира Курского. Комнату, в которой Булгаков трудился над гениальным романом, сохранили как мини-музей (писательский уголок). Однако после смерти Курского его наследники начали вести судебные тяжбы за право владения домом, а 10 лет назад недвижимость выставили на продажу. О состоянии дома все на тот момент заботились в последнюю очередь. Постепенно здание стало ветшать.
В последние годы стало понятно, что деревянный памятник архитектуры, признанный, между прочим, объектом культурного наследия регионального значения, остро нуждается в реставрации. Тем более что этот дом, по мнению специалистов, играет еще и важную роль в архитектурном облике исторического московского района Хамовники.
Реставрационные работы в культовом доме начались только этой весной. Фасады, которые являются образцом эклектики рубежа XIX-XX веков, будут сохранены. Современные перегородки и современную отделку потолков, стен и полов решено демонтировать.
Также будет расчищена кирпичная кладка стен в подвальной части дома, сам белокаменный цоколь приведут в порядок. Фасад дома, его карниз и сандрики лицевого фасада также отреставрируют и приведут в первоначальный, исторический вид. Помимо этого, будут отреставрированы слуховое окно,
крыша и трубы, выложенные из кирпича.
Поскольку не весь деревянный сруб дома сохранился в надлежащем виде, часть бревен придется заменить, при этом это будет сделано максимально деликатно.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите 👇
Кстати, на днях специалисты, проводящие реставрационные работы, обнаружили на дореволюционных дверных ручках в доме клейма знаменитой тульской фабрики Ивана Субботина. Фурнитура будет очищена и отреставрирована.
А между тем булгаковеды считают это здание не единственным «домом Мастера». В качестве прообразов, которые вдохновили Булгакова, называют также дом в Плотниковом переулке и дом в Чистом переулке. И в этом нет ничего удивительного: очень часто писатели, придумывая героев и их жилища, берут за основу не какое-то одно здание или какого-то одного человека, а делают собирательный образ.
В столице огромное количество уникальных исторических домов, которые и по внешним признакам, и по своей биографии являются настоящими уникальными памятниками архитектуры и истории. Рекомендуем прочитать про 14 зданий-шедевров в Москве, которые стоит увидеть, хотя их нет в путеводителях.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Это может быть вам интересно:
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290423/56079/