Мало кому сейчас известно имя Надежды Добычиной. А в начале XX века она была известной фигурой в художественных кругах. Галеристка демонстрировала творчество молодых художников, в том числе авангардистов, и собирала собственную коллекцию живописи.
О роли Надежды Добычиной в русском искусстве я узнала на выставке «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма, где можно увидеть картины, которые принимали участие в выставках галеристки, и работы, которые могли бы там быть.
Надежда Евсеевна Добычина (1884-1950) занималась выставками накануне Первой мировой войны и в послереволюционные годы. В 1911 году она основала Художественное бюро, которое стало независимой выставочной площадкой в Санкт-Петербурге. Так, здесь прошла первая в столице персональная экспозиция Гончаровой, а на футуристической выставке «0,10» в «красном углу» демонстрировался «Чёрный квадрат» Малевича.
Интересно, что Надежда Добычина не имела профессионального художественного образования. В юности она училась на курсах при биологической лаборатории. В искусство пришла благодаря своему преподавателю по медицинскому профилю Николаю Кульбину, который был к тому же художником-любителем и ярым сторонником авангардных течений в живописи. Добычина несколько лет работала секретарём выставок, которые организовывал Кульбин. В 1919 году амбициозная дама основала свою арт-площадку, где художники представляли свои работы, а коллекционеры их приобретали.
Надежда Добычина давала ценную возможность высказаться художникам-новаторам, искусство которых не все понимали, таких, как например, Марк Шагал и Юрий Анненков. Одновременно с отбором работ для Художественного бюро галеристка собирала и свою коллекцию, куда вошли картины Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина, Валентины Ходасевич и других художников начала XX века. В разное время в коллекции ценительницы прекрасного насчитывалось от 80 до 250 картин. Сейчас личная коллекция Добычиной находится в разных точках страны, как в государственных музеях, так и в частных руках.
Выставка «Выбор Добычиной» может удивить разнообразием жанров, техник, направлений. Добычина симпатизировала как классическому искусству, так и стилям, разрывающим рамки привычного.
Например, выставка Натальи Гончаровой стала и самой заметной, и самой скандальной. Для многих художников, экспериментирующих со стилями и направлениями, Художественное бюро было трамплином в мир искусства.
Приятно было увидеть на выставке и работы Бориса Кустодиева, и Ильи Машкова, и, конечно, Александра Бенуа. А «Плясунья» Анненкова просто запала в душу.
На выставке находится несколько портретов Надежды Добычиной (если не ошибаюсь, три). Один из них, Константина Сомова, идеализирован, это признавал и сам художник. Другой, в исполнении Александра Головина, не понравился Надежде Евсеевне, и покупать она картину не стала. Какой получился правдивый и мощный образ сильной женщины! Без прикрас. Но... не привлекательный с точки зрения модели. Зато орнаменты у Головина, как всегда, бесподобны.
Третий, парадный, портрет выполнен Николаем Бенуа. На нём представлена гордая дама в благородном чёрном на фоне картины (скорее всего, автора или некого художника из "Мира искусства") пришёлся по душе. В похожей шляпке и манто Наталья Евсеевна позировала фотографу. Не исключено, что Бенуа в том числе работал по фотографии. Добычина подарила портрет своей племяннице - дочери сестры Софии. Сейчас картина продолжает храниться у родственников.
В 1919 году прошла последняя выставка в Художественном бюро. Чем же занималась галеристка после закрытия своего проекта? Адаптировалась к советской власти и занималась музейной работой. В 1930-1940 годах Надежда Добычина была заведующей Художественно-промышленной школой и сотрудником Русского музея в Ленинграде. После переезда в Москву работала в Музее Революции. Прожила 66 лет.
История умалчивает, какая по натуре была Надежда Добычина. Сильный характер, воля и целеустремлённость угадываются в портретах дамы-коллекционера и владелицы Художественного бюро. Если вы в Москве, прийти на выставку в Музей русского импрессионизма однозначно советую, она продлится до 24 сентября.
Понравились ли Вам работы?
Фото автора
#русскоеискусство #русскаяживопись #музейрусскогоимпрессионизма #классика #авангард