Трудно поверить, но этот небольшой по размерам, 29,9 на 24,9 сантиметра, мужской портрет кисти Рембрандта за какие-то двадцать лет был украден целых четыре раза - больше, чем любое другое произведение искусства. Причём, крали картину не из частных коллекций, а из вполне себе охраняемой Далвичской картинной галереи, где тот хранился.
В первый раз портрет Якоба де Гейна III пропал в 1966 году и через некоторое время был обнаружен на скамейке на кладбище лондонского районе Стретем. Неизвестно, что собирались сделать с ним воры, пожелавшие остаться неизвестными. Возможно, планировали продать, но сделка по каким-то причинам не состоялась и люди, причастные к похищению картины, поспешили от неё избавиться как от опасной для себя улики, бросив прямо посреди улицы.
Во второй раз похищенный портрет обнаружили на багажнике велосипеда. И точно так же, как во время первой кражи, имена похитителей остались неизвестны.
В третий раз портрет был украден 14 августа 1981 года и больше двух недель её местонахождение оставалось неизвестным. До тех пор, пока 3 сентября того же года полицейские не задержали четырёх мужчин, ехавших в такси, у которых при себе оказалось похищенное произведение искусства.
Удивительно, но даже тогда никто не был привлечён к ответственности за похищение картины, хотя, казалось бы, вот они, воры: пойманы, можно сказать, с поличным. Но - нет, по какой-то причине и на этот раз музейщики предпочли не поднимать шума и не устраивать судебных разбирательств.
Хотя, наверное, зря они это сделали, поскольку не прошло и двух лет, как портрет снова кто-то украл. Вор, разбивший стеклянную крышу галереи, проник в помещение и унёс многострадальное полотно великого Рембрандта. Уже через три минуты прибыл наряд полиции, но было слишком поздно. Похититель исчез вместе с картиной. Разумеется, его искали, но безуспешно. Портрет Якоба де Гейна III словно в воздухе растворился.
Впрочем, не навсегда. Чуть больше чем через три года он снова был найден 8 октября 1986 года в камере хранения на вокзале гарнизона британской армии в немецком городе Мюнстере.
И можно только гадать, какой путь проделала картина и в чьих руках побывала прежде, чем там оказаться.
К слову как раз после четвёртого (и на данный момент, к счастью, последнего похищения) портрет Якоба де Гейна III был назван в прессе «Рембрандтом на вынос». Впоследствии это прозвище накрепко пристало к нему и теперь множество людей знают эту картину не по её официальному, а по шуточному названию.
Ну и, само собой, поскольку случай с четырьмя похищениями за какие-то двадцать лет - вещь уникальная, портрет был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самое похищаемое произведение искусства.
В настоящее время он по-прежнему хранится в Далвичской картинной галерее. Только вот теперь музейщики, уже наученные горьким опытом, берегут картину как зеницу ока. Так что на этом история с похищениями портрета Якоба де Гейна III, судя по всему, подошла к концу, поскольку считается, что теперь её украсть уже не получится даже у самого ловкого и хитрого вора.