"Держи крепко, отпускай легко". (с)
Есть фильмы, содержание которых я могу воспринимать как экранизации буддийских концепций. Один из таких фильмов - это британский Крупье / Croupier (1998). Если бы я хотела показать, как перестать беспокоиться и начать жить "по дхарме", то вот хороший выбор.
Спойлеры? Да.
Профессиональный писатель занимается новой книгой, применяя феномен гормезиса. Он начинает работать крупье и нарушает все правила, предусмотренные для сотрудников казино. Таким образом, Джек Манфред подвергает себя терапевтическому стрессу. В целом, это приводит к положительным эффектам.
Не то, чтобы писатель намеренно испытывал судьбу в опасной профессии, скорее он не считает нужным избегать неприятностей. Ведь для того, чтобы написать что-то увлекательное, нужно увлечься самому. Или иными словами, как наглядно показано в "Чёрном лебеде" (2010) - ещё одном фильме о муках творчества, "удиви себя, чтобы удивить других". И вообще:
Если выбрал путь и не свернёшь, в итоге придёшь к моральному выбору, который станет для тебя сюрпризом. И ты не заметишь как.
(c) Советник (The Counselor, 2013).
"Крупье" иллюстрируют один из буддийских методов восприятия окружающей действительности. Его суть состоит в невовлечении в неё более, чем требуется для того, чтобы не сходить с верного пути своего предназначения.
Стадии невовлечённости предшествует применение гормезиса (чтобы стало хорошо, надо сделать плохо и адаптироваться), который является неотъемлемой частью некоторых традиций, например, школы ньингма и, конечно, Чода.
- Что до пути своего предназначения, то очевидно, что каждый человек обладает предрасположенностями, которые определяют его способности. А реализация способностей идёт рука об руку с "трудом на благо всех живых существ" - девизом бодхисаттв. Кто-то может реализовывать свою пользу как Тара, восседая на лотосовом пьедестале. Кто-то борется с омрачениями так, как это делают гневные божества. Буддизм - это про то, что "каждому своё".
Манфред не переживает приключения крупье - он отстранённо анализирует чувства и реакции крупье как персонажа. И все сомнительные личности из нового окружения видятся ему материалом, на котором он построит правдоподобный мир книги.
В чём состоит правдоподобие выдуманных миров писателей? Они зеркалят то, что мы зовём объективной реальностью. Любой жизненный путь - это история с началом, серединой и концом, скроенная по лекалам, которые мы определяем как закономерности и заключения.
Манфред смотрит на себя со стороны как на героя собственной книги, и именно этот подход позволяет ему проделать свой путь максимально эффективно..
- Гормезис и невовлечённость Манфреда - это не только часть писательского метода, но и защитная реакция при неблагоприятных условиях.
Там, где вовлечённый будет испытывать страх, панику, и начнёт, образно говоря, привлекать акул, невовлечённый попробует отстраниться и увидеть картину в целом. Это как смотреть в камеру смартфона и в широкоугольный объектив полнокадровой зеркалки.
В конце повествования герой отсекает из своей жизни лишнее, осознаёт свои возможности и приходит к своему предназначению, став цельным, довольным и свободным от страданий.
"Крупье добился своей цели - он больше не слышал шарика". (c)
Обратимся к Марксу Что на эту тему можно прочесть у буддистов?
"Поскольку всё сущее есть не более чем видение,
Совершенное как оно есть —
Ни "хорошее", ни "плохое",
Ни "то, что следует принять", ни "то, что следует отвергнуть", —
Что остаётся, кроме как громко рассмеяться?!"
(c) Лонгченпа (1308-1363), учитель тибетского буддизма школы ньингма.
Йан А. Бейкер. Тибетская йога. Теория и практика тантрического буддизма. М.: Ганга, 2020. C. 274.
Манфреду только это и остаётся. Что не лишено смысла, если принять во внимание понятие дхармы (IAST dharma). В буддийской традиции это слово имеет как минимум десять основных значений:
1) элемент бытия (существования)
2) путь
3) нирвана
4) нечувственный элемент (психические процессы, которые не относятся к скандхам)
5) добродетель
6) жизнь
7) учение
8) постоянное становление
9) религиозная обязанность (обет)
10) мирской закон
(с) Кузнецов Б. И. ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам. СПб.: Евразия, 2002. С. 35.
У каждого человека - свой индивидуальный путь к освобождению из сансары. К разным аспектам своего образа жизни можно применить понятие дхармы. Жизнь в соответствии с дхармой подразумевает понимание своих предрасположенностей и наиболее подходящие занятия.
Буддийская иконография предусматривает наглядные и разнообразные примеры того, как это работает. Как говорилось ранее, кто-то трудится на благо всех живых существ в облике благой Тары, которая исцеляет путём сострадания, сияя в радужной мандорле. А кто-то, например, уничтожает болезни, избивая пятью видами магического оружия ответственных за это демонов, как Палден Лхамо.
Герой фильма в итоге приходит к правильному состоянию сознания. Это является результатом его авантюрных действий, в которых он испытывает и меняет себя.
Литература
- Бейкер Йан А. Тибетская йога. Теория и практика тантрического буддизма. М.: Ганга, 2020. C. 274.
- Кузнецов Б. И. ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам. СПб.: Евразия, 2002. С. 35.
- Лабдон М. Отсекая надежду и страх (Устная линия передачи полного разъяснения священного учения Чод). Пер. Очирова Б. Улан-Удэ, 1996.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен