Обе его жены не имели никакого отношения к восстанию Емельяна Пугачева, первая была им брошена вместе с детьми, а вторая вышла замуж поневоле, но по приказу Екатерины II они обе были схвачены и допрошены вместе с детьми.
По окончания следствия их всех определили на пожизненное заключение в Кексгольмскую крепость, где они прожили всю оставшуюся жизнь до своей смерти.
Емельян Пугачёв вошел в историю как предводитель крестьянского восстания 1773-1775 годов, но речь пойдёт не о нём, а его близких, которые пострадали из-за его преступлений.
Первая жена Софья
Первой супругой крестьянского вождя стала донская казачка Софья Дмитриевна Недюжева, которая вышла замуж в 18 лет, столько же было и супругу. На дворе был 1760 год, шла Семилетняя война, и новоиспечённый супруг отправился воевать с Пруссией на целых два года.
По возвращении Емельян с Софьей начали жить в станице Зимовейской полноценной семейной жизнью, в 1764 году родился первенец Трофим, потом ещё несколько детей, но в живых остались только две дочери Аграфена и самая младшая Христина, родившаяся в1770 году.
В том же году к нему обратился муж его родной сестры Федосьи Симон Павлов с просьбой помочь бежать со службы на Терек, затея не удалась, их обоих арестовали, но Пугачёву удалось бежать и вернуться через некоторое время в свою станицу.
Однако он не оставил мысли перебраться на Терек, где жизнь казалась ему спокойнее, и в один из дней велел Софье собрать ему вещи и еды на дорогу и покинул дом, пообещав супруге забрать её к себе, как только обоснуется на новом месте.
Но на новом месте его опять арестовали, и он вновь вынужден был бежать и только к началу 1772 года добрался до Зимовейской, где вынужден был скрываться. Софья, уставшая от постоянных скитаний мужа, знала, что зятя Пугачёва Симона Павлова простили за побег и он возобновил службу, поэтому она решила выдать мужа властям в надежде, что его также простят. Его опять арестовали, и он опять бежал, но домой больше не возвратился.
В итоге Софья осталась с тремя детьми без каких-либо средств к существованию, ей пришлось продать дом и всё имущество, переселиться к родителям, а потом и вовсе просить подаяние, и во всём был виноват её супруг супостат.
Но вскоре ситуация для семьи изменилась несколько в лучшую сторону. В ходе самого восстания Пугачёва, Екатерина приказала разузнать всё о его семье и доставить жену и детей под конвоем в Казань.
Для Софьи этот арест был скорее благом, для них наступили более сытые времена, её с детьми поселили на съёмной квартире вместе с двоюродным племянником Пугачёва Федотом, им выделили приличный продуктовый паёк. Взамен Софья должна была ходить по базару и рассказывать правду о своём муже, что он никакой ни император Пётр III, а обыкновенный беглый казак, который обрёк своих детей на голодную смерть, а вот матушка царица накормила. Софья считала, что правду говорить не зазорно, она и в самом деле была зла на своего мужа.
Однако восстание продолжалось, Пугачёвцы взяли Казань и подожгли тюрьму, где жила Софья, она с детьми оказалась на улице и пыталась найти место где можно спрятаться. Это оказалось не так-то просто, их выдал одиннадцатилетний Трофим, который увидев отца на коне закричал во весь голос: гляньте вон наш батюшка!
Пугачёв их узнал, радости в его взгляде конечно не было, но приказал всю семью поселить в шатре близ его собственного и кормить, всем объяснил, что это жена его друга.
Когда Софья и Емельян предстали друг перед другом лицом к лицу, он запретил ей упоминать о нём как о муже, пригрозив лютой казнью, Софья обещала, и он после этого даже подобрел и стал общаться с детьми.
Вторая жена Устинья
Живя в лагере повстанцев, Софья узнала, что у её мужа в ходе восстания появилась другая жена- «царица», которую звали Устиньей Кузнецовой. Кстати, эта женитьба сильно подорвала царский имидж Пугачёва и выставила его двоежёнцем, поскольку «неверная жена» царица Екатерина была жива и с ней то и воевали повстанцы. Казаки засомневались – а настоящий ли царь?
Поймав Пугачёва и арестовав обеих его жён, власти начали большое расследование. Женщин признали не виновными, а даже в какой-то степени пострадавшими, так как Софью он как выяснилось бросил с детьми, Устинья была выдана замуж насильно.
Тем не менее обеих жён и детей отправили в ссылку в Кексгольмскую крепость. Просто отпустить не могли, одна была законной женой, а другая именовалась «царицей».
Пожизненная ссылка жён и детей
Сенат постановил: «Жён самозванца содержать в Кексгольме, не выпуская их из крепости и давая им только в оной свободу для получения себе содержания и пропитания, а сверх того производя из казны на каждого по 15 копеек в день».
Для проживания жёнам и детям казнённого Пугачёва выдали отдельный каземат в крепости, в круглой башне, которую почти сразу прозвали Пугачёвской. Трофима, разместили отдельно, в одиночной камере солдатской гауптвахты.
Так началась их ссыльная жизнь, которая продолжалась до смерти каждого члена семьи Пугачёва. Проходили годы, менялись императоры, но ни один из них не решился дать свободу ссыльным.
Летом 1803 года крепость посетил император Александр, к тому времени узники влачили своё существование в стенах крепости без малого тридцать лет, он распорядился освободить их и разрешил поселиться в городском посаде при условии никуда оттуда не выезжать.
Примерно в 1808 году умерла Устинья, через год Софья, Трофим и сёстры семьи свои не создали, Трофим умер в1819 году, Христина в 1826 году, Аграфена в1833 году.
Если вам понравился рассказ, поделитесь своим мнением.
Как видите родственники преступников страдали и 18 веке, а не только в 20-ом в период репрессий, когда отправляли в лагерь на 10-15 лет, а здесь на всю оставшуюся жизнь.