Найти тему
Только факты

"...бесполезность жертвования собой и нежелание терпеть лишения". Судьбы двух генералов

Оглавление

В подходах к одним и тем же фактам и событиям чаще, чем хотелось бы, применяют двойные стандарты. И вина за это лежит в самой человеческой природе, когда последствия за принимаемые решения списывают на обстоятельства. Тот самый, пресловутый «человеческий фактор» с его субъективными оценками.

Яркий тому пример – судьба двух советских генералов, оказавшихся в гитлеровском плену. Это генерал-майор Павел Данилович Артеменко, командир 27 стрелкового корпуса, и генерал-майор Александр Ефимович Будыхо, командир 171 стрелковой дивизии, входящей в этот корпус под началом Артеменко.

Оба попали в плен в сентябре 41-го, в Киевском «котле». Оба были потом, уже после войны, расстреляны по приговору Военной Коллегии Верховного Суда СССР. Но… Артеменко в 2004 году был посмертно реабилитирован. А Будыхо – нет.

Притом обстоятельства как реабилитации, так и отказа в ней чрезвычайно запутаны и местами не выдерживают никакой критики. Ощущение, что прокуратура работала по принципу «ну вот не нравится мне твоя физиономия, и всё тут!» Впрочем, судите сами…

Павел Данилович Артеменко. Яндекс картинки
Павел Данилович Артеменко. Яндекс картинки

Артеменко

Украинец, урождённый Харьковской губернии, участник Первой мировой войны. если судить по захваченным после войны протоколам допросов, производимых немцами, в плен он сдался добровольно, сопротивления не оказывал. Советским войскам был передан только в 1945 году американцами.

При этом к расстрелу приговаривался дважды. Первый раз заочно, 10 апреля 1942 года с формулировкой «За измену Родине». Основой обвинения послужила докладная начотдела боевой учёбы полковника Никитина, в которой в качестве повода для сдачи в плен явилось, со слов генерала:

«…бесполезность жертвования собой и нежелание терпеть лишения».

Ну нормально так… В окопах ведь рядовые бойцы тоже могли тогда в качестве обоснования попадания в плен приводить те же самые аргументы.

Однако дальше начались чудеса: приговор генералу Артеменко отменяется, он оправдан и даже восстановлен в рядах Красной армии. Однако спустя несколько дней снова арестовывается, а дело направляется на доследование.

Генерал 4 года сидит в тюрьме, ждёт своей участи. Тем временем был отменен и приговор от 10 апреля 1942 года. Чтобы 26 августа 1950 года, возобновить следствие.

Как бы то ни было, Артеменко обвиняют теперь в

«необеспечении правильного руководства войсками (внимание!) летом 1941 года, следствием чего стало поражение Красной армии в боях на Украине».

Странно только, что и Жукова по той же статье не арестовали тогда же…

В общем, на этот раз приговор «расстрелять!» вынесли уже без юридических закавык и тут же привели в исполнение

Александр Ефимович Будыхо. Яндекс картинки
Александр Ефимович Будыхо. Яндекс картинки

Будыхо

Родился в Белоруссии, тоже участник Первой Мировой. В плен попал в полубессознательном состоянии, дважды раненый. Будыхо попадает в Хаммельсбургский лагерь и там вербуется сотрудничающим с немцами генералом И.Г. Бессоновым. Бессонов уговорил Будыхо стать его замом и начальником контрразведовательного ведомства.

Более того – в 1943 годы из плена бежит, при этом предоставляет советскому командованию важные сведения о находящихся в немецком плену советских военнопленных высокого ранга. Кстати, многие из его списка числились у нас просто пропавшими без вести, об их судьбе ничего не было известно.

Вот здесь – внимание! Контрразведка, само участие в ней уже могла в глазах проводимого позже следствия стать отягчающим обстоятельством. И хотя Будыхо потом оттуда был Бессоновым уволен, как не оправдавший возлагаемых на него надежд, меточка в биографии осталась.

На этом фоне даже бегство от немцев со своим ординарцем А. Хижинским и явка их в партизанский отряд потом советскими следователями трактовались как ход немцев, призванный обеспечить доверие к такому перебежчику. Но доблестная советская контрразведка… ну, вы понимаете. Тем более что вид Будыхо имел непрезентабельный, не то, что его бывший командир Артеменко.

В общем, тоже расстрел.

Но странным делом аура какого-то природного предателя Будыхо преследовала и после его смерти. По крайней мере, провалились попытки его реабилитации и в 1956, и в 1983, и в 2001. Каждый раз следствие констатировало, что осуждение было обоснованным и реабилитации этот человек не подлежит.

В общем, «следствие закончено, забудьте». Тем более – какая теперь разница? Ведь это дела давно минувших дней, не так ли?

Друзья! Понравилась статья - поддержите лайком и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! Тогда новые статьи не пройдут мимо вас. Все интересное еще впереди! Благодарю!