Очевидно, что столица столицей, но для того, чтобы получить хоть какое-то впечатление о стране, следует взглянуть и на другие поселения.
Случившиеся на нашем жизненном пути небольшие города расположены вблизи озера Севан, где мы по незнанию решили провести майские праздники. О том, почему этого делать не стоит, я писала здесь.
Но хоть некоторым планам и не суждено было сбыться, по округе мы все-таки покатались, и первым перед нашим взором возник тезка озера,
город под названием тоже Севан
Я отчетливо помню, что когда я подыскивала нам жилье в тех краях, то чуть было не выбрала апартаменты в этом самом Севане. Но даже при всех моих претензиях к отелю Аревик Верона, где мы остановились, могу сказать, что город Севан был бы еще худшим выбором.
Листайте:
- Так это же армянское Новопетровское! – так воскликнул сынок при виде пыльного неухоженного и совершенно не романтического городка, имея в виду станцию Рижской железной дороги, на которой надо выйти, если едешь к нам на дачу на электричке.
Наверное, в городе Севан можно неплохо организовать свою жизнь, если ты местный житель, но для отдыха это место противопоказано: банальные блочные малоэтажки типа «хрущевка», перемежающиеся тоже довольно унылым частным сектором не особенно украшают пейзаж, а до озера можно добраться только на такси минут за пятнадцать и рублей за триста.
Листайте:
Тем смешнее мне было прочитать в Википедии о том, что Севан - курортный город. Вот непонятно, зачем вводить людей в заблуждение.
Да, вблизи находится знаменитое озеро, но даже по прямой до него больше пяти километров, а, учитывая рельеф местности, добраться туда можно только по дороге, что еще дальше. Конечно, неподалеку и знаменитый монастырь Севанаванк, но это не делает сам город курортным.
Единственный плюс – это наличие в городке собственного обменника, который работает даже в выходные и праздники, да еще радуют торговцы свежей и свежей копченой рыбой у входа в этот самый обменник.
Историческая справка:
Город Севан основали молокане-переселенцы в 1842 году. Изначально он назывался Еленовкой, в честь Елены Павловны, жены Николая Первого, который и разрешил русским селиться здесь. Естественно, в те времена это было просто поселение, а статус города и название Севан это место получило в 1935 году. Интересно, что долгое время, даже и в двадцатом веке всё население города было чисто русским.
Уточню, что молокане - последователи одного из течений христианства. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов императора Александра I, изданных в 1805 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу.
Поскольку делать в Севане оказалось совершенно нечего, мы вернулись к себе, на берег пустынных волн и решили завтра же сменить обстановку и отправиться в горы на довольно известный с некоторых пор горнолыжный курорт
Цахкадзор – ущелье цветов
Не могу сказать, что конь там не валялся, сложилось такое впечатление, что он как раз в процессе. То есть симпатичный, с хорошим потенциалом лыжного курорта городок не так давно взялись приводить в порядок.
Листайте:
Всегда приятно ощущать, что вокруг тебя кипит жизнь: работают подъемные краны, строятся новые отели и шале, отбойным молотком сбивается старый асфальт, а, пока не положили новый, машины передвигаются по тому, что есть, подпрыгивая и переваливаясь. Видно, что это – не сонный и ленивый провинциальный городишко, а готовый расцвести в ближайшие несколько лет будущий горнолыжный кластер.
Листайте:
Тем более, что природа и история не обделили его ни красивыми видами, ни историческими строениями – на территории Цахкадзора находится средневековый монастырь Кечарис (11 век), что в переводе означает «березовая роща» (о нем я рассказывала здесь).
Поразительно, что очень русскую картинку с березкой и домиком, так характерную для Плёса, например, я увидела именно в Цахкадзоре, причем в обнимку с указателем «поворот на Ереван».
Но дело в том, что и этот город основали в середине 19 века русские переселенцы-сектанты – молокане и прыгуны. Первоначально это было село Константиновское, в честь великого князя Константина, а теперешнее название оно получило в 1947 году.
Здесь бывали Осип Мандельштам и Василий Гроссман - сохранился деревянный дом, где останавливался поэт, и где он написал некоторые из своих армянских стихов.
Молоканская община существует в Цахкадзоре и по сей день.
Но еще большая община – горнолыжная – растет просто на глазах. Этому способствуют и сотрудники Газпрома, приезжающие сюда за счет заведения, и горнолыжники из народа, попроще, но, в любом случае, такие финансовые вливания дают возможность городу развиваться и украшаться.
Я бы посоветовала приехать сюда лет через пять, взглянуть, во что вылились эти вливания.
Кстати говоря, подъемники здесь открытые, поэтому в холодную погоду с них просто сдувает. Мы, во всяком случае, не рискнули подниматься: одетые в осенние куртки в начале мая, мы поняли, что у нас есть все шансы отморозиться – наверху шел снег, а при подъеме такой ветер свистел в проводах, что в глазах просто звезды мелькали.
А вот городок, который оставил у меня ощущение недосмотренности, это – Дилижан
Утопающий в зелени, живущий в каком-то своем измерении и микроклимате город очаровал своими петляющими улочками, горными тропами, живописными домиками с непременными южными балконами.
Листайте:
«Он отшельник - частично, конечно. Горы уберегли его от путей современного транспорта, лес спрятал его; его каменные и деревянные дома стоят на склонах горы среди высоких сосен. Этот город полон тишины, он одновременно и город, и деревня, и дачный поселок. Он наполнен покоем, он сохранил в себе то милое, что было в патриархальном немилом прошлом. Он не враждебен природе, горный лес доверчиво впустил его в себя; город и лес живут вместе… » Василий Гроссман «Добро вам!» (1967)
И хотя у меня, безусловно, был план посещений и мероприятий, – а как же! – на него пришлось махнуть рукой: уж очень не хотелось куда-то бежать, даже и в художественный музей, а хотелось просто лениво плестись куда глаза глядят и фотографировать всё подряд.
Листайте:
Именно за этим занятием мы как-то незаметно и провели весь день: выгрузившись из машины у памятника Мимино, невероятно живописно-заброшенными тропами долезли вверх к центру города (улица Саят-Новы) и совершенно интуитивно, сделав петлю через район частных домов, вернулись туда же, откуда и выступали в поход.
И тут спохватились, что день-то клонится к обеду, а мы еще не были в монастыре Агарцин (о нем я рассказывала здесь).
А еще мы не были ни в Национальном парке, ни в монастыре Гошаванк и селе Гош, ни на озере Пардз. И я не представляю себе, как авторы путеводителей советуют посетить всё это в один день – разве что, имея собственное авто, доезжать до точки, выскакивать, делать несколько снимков и опрометью ехать дальше.
Именно поэтому в Дилижан я хочу еще. Осенью, например. Думаю, что это будет самое красивое место в мире.