Моя недавняя поездка в июне с.г. на автомобиле из Москвы в Минск, затем в Витебск, завершалась в Смоленске. В предыдущих статьях я рассказал о Национальном художественном музее Республики Беларусь и Витебском художественном музее.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию подборку картин русских художников из Смоленской художественной галереи и небольшой рассказ о ней.
Галерея была открыта в 1920 году в здании бывшего Уездного земства.
Основу музейной коллекции русской живописи XVIII–XIX веков составляют произведения, поступившие в 1920-30-е годы из фондов Государственной Третьяковской галереи, румянцевского музея, Цветковой галереи и из национализированных поместий Смоленской губернии знаменитых дворянских родов Барышниковых, Паниных, Хлудовых, Оболенских. Особо значимую часть коллекции составило собрание княгини М. К. Тенишевой.
С 1931 по 2010 год Художественная галерея находилась в здании историко-этнографического музея «Русская старина», созданного княгиней М. К. Тенишевой.
В конце 2010 года галерея переехала в отреставрированное историческое здание Александровского реального училища.
Бывшее Александровское реальное училище — памятник гражданской архитектуры конца XIX века. Здание построено по проекту М. Ф. Мейшера и О. Ф. Хартена.
На сегодняшний день Смоленская галерея является одной из крупнейших в Центральной России: на двух этажах разместилось около пятисот произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
В экспозиции музея россика представлена портретами Карла Христинека, Жана Луи Вуаля, Иоганна Фридриха Гроота, Иоганна Баттиста Лампи Старшего, Александра Рослина.
Русская живопись представлена такими именами, как Ф.Рокотов, Ф. Бруни, В. Тропинин, И. Крамской, Н. Ге, И. Шишкин, В. Поленов, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан и многими другими.
Гордостью музея является необычный для творчества И. К. Айвазовского пейзаж «Зимний обоз в пути» или "Караван золота". Эта картина входила в его серию «Богатства России», за которую Айвазовский был награждён французским орденом Почётного легиона, ранее находилась в собрании княгини М. К. Тенишевой.
В картине изображён торговый обоз, едущий по зимней дороге. Обоз словно выплывает из голубовато-сиреневой дымки. Композиция построена по диагонали, что ещё больше увеличивает и без того кажущееся огромным пространство. В цветовой гамме преобладает белый цвет, складывающийся из тончайших оттенков голубого, розового, жемчужного. Замёрзшая вода у колодца показана прозрачно-зеленоватой; от деревьев тянутся синие тени.
«Туманное утро», одна из известных работ Волкова, была впервые показана на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и затем оказалась в собрании известного в России Румянцевского музея. Художнику удалось передать атмосферу раннего утра, когда клубы тумана окутывают стволы деревьев и стелются по земле.
Богатое живописное наследие оставил Исаак Израилевич Бродский. Бродский привлекает зрителя своим особым поэтическим мироощущением.
Далее три портрета княгини Марии Клавдиевны Тенишевой кисти И.Репина, В.Серова и К.Коровина.
Выполненный Ильей Ефимовичем Репиным портрет отличается яркой убедительностью внешней характеристики модели. На талант княгини – певицы и музыканта – в портрете указывают ноты в ее руке. Княгиня изображена в энергичном повороте, со взглядом, устремленном на зрителя.
Портрет Тенишевой в исполнении Валентина Александровича Серова дает психологическую характеристику модели, подчеркивает богатую природную одаренность княгини.
Портрет Тенишевой кисти Константина Коровина написан на пленэре, легко и энергично, в манере, свойственной французским импрессионистам. Это скорее впечатление, а не портрет в привычном понимании. В облике Тенишевой – настроение летнего дня, прозрачность воздуха.
В целом мне музей понравился. Если вы будете в Смоленске, то обязательно посетите эту замечательную галерею. Уверен, что вы получите большое удовольствие.
Источник: официальный сайт
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.