из сборника "История одного городка"
Казанскую церковь построили давно, в конце восемнадцатого века на песчаном холме, склон которого полого спускался к реке. Холм тот уж несколько столетий как почитали за центр старого торгового села. Здесь и площадь ярмарочная, по краю холма и две церкви испокон веков стояли. За ними сельское кладбище простиралось. Да престарелые строения обветшали, вот их и заменили новыми. Обе деревянные, в округе леса много и строительство дешевле обходилось, это не то, что камень везти издалека за много десятков вёрст. Брёвна так уложили, что походили церкви на каменные. В Казанской церкви с той стороны, что выходила на площадь на холме и колоны величественные и над ними портик греческий. Дивные иконы поражали приезжих, наполняли радостью и гордостью сердца местных жителей. А в стороне, за кладбищем на пустырях пролагали улицы по утверждённому императрицей плану, намечали места строительства домов и площадей, что станут центром растущего города.
Брёвна толстые, крепкие и простояла церковь почти два века и ещё бы стояла, да… пожар. И соседнюю церковь, со стенами, покрашенными красной краской тоже огонь поглотил. Простояла та лет сто семьдесят… Время наступило, когда утвердилось мнение, будто это вовсе не божьи дома, а заблуждение, уводящее людей от реальности и наводящее глупые мечты о благой жизни в мире, которого никто не видел. И именно в тот период вдруг и сгорела… Очень просто избавились. Здание не каменное, взрывать не надо. Подожгли и нет очага одурманивания народа. А вот с Казанской решили поступить иначе.
Попытка закрыть в мае 1919 года не удалась, пришлось уступить прихожанам, которые заботились о содержании церкви. Проходили годы, воспитали молодое поколение в соответствии с линией правящей партии, а многие старики ушли в мир иной. И в 30-е годы ХХ века сначала частично, потом всю церковь заняли под склад муки. Трудно перечить, мука – вещь необходимая. И всё ж таки пытались. Прихожане – рабочие обратились с письмо во Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) с просьбой освободить их «Рабочую церковь». Ни принадлежность к рабочему классу, ни новое название церкви не помогли. Однако вместо склада там учредили библиотеку. Культурное учреждение, попробуй, оспорь.
Рядом с другого бока по соседству с церковью построили тюрьму. Библиотеку перевели в помещение первого этажа нового жилого дома, в церкви же в конце 50-х годов поселили работников тюрьмы. Как они там жили, уж не знаю, площадь церкви небольшая, но здание отапливалось. Видимо установили перегородки в бывшем зале, где собирались прихожане.
Ложились спать, обедали, ужинали в церкви. И наверняка бросали взгляды на стены, где художник составил в конце ХIХ века списки имён павших в русско-турецкой войне, чтобы помнили, чтили и молились за них.
По какой причине неизвестно, случайно или от преднамеренного поджога сгорела церковь в начале 80-х ХХ века. Памятник истории утерян безвозвратно.
Прошло около двух десятков лет и в начале ХХI века по созданному проекту построили на том же месте церковь вместо сгоревшей, но так как окружающая местность изменилась, застроена, то повторить в точности прежнюю форму не удалось.
17 сентября 2016 г.
Полностью сборник можно почитать бесплатно на ЛитРес