Найти тему
Алексей Лебедев

Практики медитации в мире - Раннее христианство

Оглавление

Владимир Челищев (Линденберг)

"Человечество молится"

Практики медитации в мире - Раннее христианство

Две тысячи лет назад разлился над нашим миром великий свет. Иисус Христос жил среди нас, учил, творил чудеса, был унижен, оскорблён, приговорен к смерти и воскрес на третий день после смерти на кресте. Многие Его ближайшие ученики и последователи верили под обаянием подлинности Его индивидуальности, что Он им освобожденный Израиль обещает, и что Он будет обещанным будущим царём Иудеи. Это же вменялось Ему в вину Его врагами, и смертный приговор был принесен за преступное самонадеянное дерзкое притязание на царское достоинство и подстрекательство, а также богохульство и высказывание намерения разрушения храма. Патриотические надежды Его последователей разрушились.

Евангелист Иоанн повествует: В первый день недели Мария Магдалена находит камень отваленным от пещеры (гроба), она бежит к Петру, чтобы ему сообщить. Петр и еще один ученик бегут ко гробу. Симон Петр спускается в гроб и находит его пустым. Только саван и головная повязка лежат там. Тогда спускается другой ученик, который первым прибежал к гробу. Он всё видит и исполняется верой; "потому что они ещё не знали из Писания, что Он из мертвых должен воскреснуть" (Иоанн 20).

Мария Магдалена идёт по приказанию учителя к ученикам и сообщает им, что она Господа видела. Вечером того же дня – ученики из страха перед иудеями заперли двери – пришел Иисус, стал между ними и сказал: "Мир да будет с вами!" – Он говорил с ними и показывал свои руки и ноги, и свой бок. Ученики ликовали, что они Господа видят. Иисус сказал им: "Мир да будет с вами! Как мой Отец меня послал, так и Я вас посылаю!" – Потом Он дохнул на них и сказал: "Примите Духа Святого! Если вы кому-либо грехи отпустите, того они покинут; на ком оставите, у того сохранятся!"

С этого мгновения, с этого центрального переживания Воскресения становится христианство и учение Христа духовной действительностью. Четыре столетия прахристианства проходят под знаком Воскресения, Воодушевления, Одухотворения, переживания действительности присутствия Христа, сердечного сообщества, служения ближним, внутренней радости, мягкой аскезы, молитв, медитации. Стираются границы между эзотерическим и экзотерическим, Землей и Небом. Благодаря пылкой вере Небо спустилось на Землю. Земля просветленная лучами Духа Святого становится духовным существом.

В эпоху высочайшего рассвета могущества Римской Империи, заносчивого пресыщения имущих, мельчания всех религиозных связей, упадка нравов и совести вскрывается до сих пор не известный новый духовный мир: мир веры, молитвы, братства, отсутствия собственности, бедности и геройства, который знаменуется через своё бесстрашие перед мирскими властителями, традициями и обычаями, унижениями, страданиями и болью, и даже смертями.

В пятой главе Истории апостолов рассказывается, что все, кто к новой вере перешли (они ещё не назывались христианами), жили в добровольном отказе от имущества и всё делили с другими. Анания и его жена Сапфира, которые были зажиточными, продали своё имущество; в связи с тем, что они в душе были перестраховщиками, они утаили часть денег для себя. Когда они принесли остальные деньги Петру, тот спросил Ананию, все ли это деньги. Анания это подтвердил. Пётр его упрекнул, зачем он подпал под влияние Сатаны. Анания падает мёртвым на землю. Когда его жена, не зная о происшедшем, приходит к Петру и тоже лжет, то умирает тоже неожиданной смертью.

Учение Христа быстро распространяется по всему Средиземноморью. Учение, которое сначала подходило только израелитам, было перенесено на "язычников". Павел и Варрава учили в Антиохии, там они впервые назвали учеников христианами ("Христами"). С места на место шли апостолы и их ученики, они проповедовали Благовестие (радостную весть), они укрепляли души учеников, побуждая их погружаться в веру и уверяя их, что Царство Небесное достигнется многими страданиями и унижениями. Они рукополагали пресвитера церкви, они молились и постились и давали их под Божье покровительство. Всё снова звучат слова Христа: "Возрадуйтесь!" Это не только употребительное в то время приветствие, это выражение действительной радости в духе, которая пронизывает всё раннее христианство, это все время становящееся пребывание в радости от переживания близости Господа; радость, перед которой бледнели преследования, тюрьмы, унижения, пытки и мученические смерти. В каждой общине, в которой Христос невидимо, но ощутимо, присутствовал, преломлялся учениками или пресвитерами хлеб и пилось вино. В то время не вставал вопрос: действительно ли это Тело Господне, или только напоминание о Его последней трапезе? Это было Его Тело! Дух и тело в то время ещё не были разделены, и так было всё в Его Имя сделанное и пережитое действительностью!

Как пишет Апостол Иоанн в первом письме: "Мы сообщаем вам о том, что мы видели и слышали, чтобы вы с нами общность имели, как существует общность наша с Отцом м Сыном Его Иисусом Христом. И сиё пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И вот благовест-вуем мы вам радостную Весть, которую от Него узнали: Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем единение с Ним, а ходим во тьме, то лжем и поступаем не по Истине. Если же ходим в свете, как Он в свете, то имеем единение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Бога, очищает нас от всех грехов…Если исповедуем грехи наши в смирении, то Он будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды…Кто соблюдает Слово Его, в том истинно Любовь Божия совершилась. Из сего узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать, как Он поступал…Кто говорит, что стоит в свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме…Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Они не от Отца, а от мира сего. Мир прейдет, и похоть его, а исполняющий Волю Божию пребывает вечно!"

Но не только вера в духовный мир Христа, не только жизнь в истине, искренности, благоговении и смирении являются движущими силами ранних христиан. Центральным переживанием является любовь. Жизнь, деятельность, поведение и мышление в любви, любви к людям, ко всем существам, как путь к Богу. Вся жизнь и всё существование поднимается к Богу через эту высочайше одухотворенную любовь. Так пишет Апостол Павел в первом послании Коринфянам: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий! Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и всю веру, так что могу и горы переставлять, но не имею любви, то я – ничто! И если я раздам всё имение моё, и отдам тело моё на сожжение, но не имею любви, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Она не радуется неправде, а стоит в истине. Она всё защищает, всему верит, на всё надеется, всё выносит. Когда все пророчества прекратятся и языки умолкнут, и всё знание опустеет, любовь никогда не прейдет. Ибо знание недостаточно и пророчества частичны. Когда придёт совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, говорил по-младенчески, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; когда же я стал мужем, детское отпало от меня. Теперь мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же лицо к лицу; теперь знаю я лишь отчасти, а тогда познаю подобно, как я познан. Сегодня пребывают сии три: вера, надежда и любовь, но любовь из них большая."

Первый, кто после распятия Христа умирает за веру, Святой Стефан. Это происходит ещё в год распятия и воскресения Христа. С этого момента цепочка мучеников не прерывается. Первое массовое преследо-вание и уничтожение христиан происходит в Риме при Нероне в 64 году. Тогда христиане отказались поклоняться изображениям императора, оказывать им почести как богу или богам, за что были объявлены врагами государства. Таким образом возникает постоянная возможность их преследовать и осуждать на смерть. Вплоть до обращения императора Константина в христианство в 312 году и провозглашения христианской церкви государственной церковью в империи христиане жили в постоянной опасности. Мученические смерти были обычным явлением. При чтении летописей поражает, с каким хладнокровием и какой радостью и отрешенностью терпели они страдания от телесных болей ужасных и порой продолжительных мучительных пыток. Целые семьи вместе с несовершеннолетними детьми были убиты. При этом дети, следуя примеру родителей и членов общины, выказывали такое же мужество и радостную экстатическую готовность умереть. Смерть не была смертью. Переход от земной формы жизни к небесной был анало-гичен, превращению гусеницы в куколку, а затем в бабочку. Небо стояло открытым для ранних христиан.

Не является несущественным, что большой период жизни ранних христиан приходится на существование под землей в темноте катакомб. Не совсем ясно были ли катакомбы просто удобным местом укрытия преследуемых, или подобно мистериальным центрам богини Деметры, представляли старые посвятительные центры. Там одновременно было место погребения верующих и погибших мучеников. Между, любимыми и уважаемыми, как святые, мёртвыми жили живые. Умершие в гробах были подобны куклам, в которых заперта душа. Как от доброго и святого человека исходит сильный светящийся поток флюидов, такое же сильное свечение ощущалось от тел погибших мучеников. Даже место, которое посетил хороший человек или в котором он находится, излучает благословение его личности. Хотя мёртвый положен в нишу катакомбы, его душа всё же жива и тогда Небо не далеко в имагинационном пространстве, а здесь и сейчас, так переживали ощутимую близость умерших.

До второго столетия христиане не знали изображений. Связь с Христом Богом и Его учениками было ещё таким непосредственным, живым и близким, творческая фантазия из веры такой интенсивной, что не было никакой необходимости в образе для медитации. Святой Августин (354 - 430г.г.) говорит: "Лик Господа в теле будет в множественности различных представлений изменен и изображен. Каким было Его лицо нам совершенно не известно".

Гроб мученика, как и гроб Христа используется как алтарь, в качестве стола на котором совершается преосуществление хлеба и вина в тело и кровь Господа. Одна из ранних молитв для Евхаристии из первого столетия звучит так: "Мы благодарим Тебя, Отец наш, за жизнь и познание, которые Ты нам открыл через Сына Твоего, Христа. Тебе слава во все вечные времена! Как этот преломляемый хлеб однажды был рассыпан пшеничными зёрнами, а потом собран в единое целое, так церковь Твоя к концу Земли соберется в Твоё Царство; потому что Твои есть величие и могущество через Иисуса Христа во все вечные времена!"

Изображения в катакомбах ещё не являются образами для медитации, как святые иконы и западные скульптуры средневековья. Они иллюстрации. Они одновременно иллюстрируют дух ранней эпохи. Ещё всё переживание Христа непосредственно, не зажато в жесткие догмы. Господь выступает там к нам навстречу сияющим юношей. Он представляется как солнечный Бог в сияющей повозке или играющий на лире, окруженный мирными животными Орфей. Всё снова перед нами предстают образы духовного обновления или Воскресения, воскрешения Лазаря, чуда Ионы, восстановления (выход) Ноя из пепла, три юноши в огненной печи, Даниэль в львином рву, юноши Наина, приносящего жертву Авраама; всё снова смерть, воскресение от смерти, осветление и безусловная готовность к смерти как радостному переходу в новое духовное существование.

На этих образах всюду символические знаки, буквы "Альфа и Омега", как символы начала и конца, Константиновы победные знаки, переплетенные инициалы Христа, "Ch" и "Rho", и "рыба" (из букв сплетенное греческое слово Ichthus, означающее "Иисус Христос, Божий Сын, Господь"). Этот священный, освящаемый и освящающий символ чаще всего представлялся в виде рыбы, это было самым любимым и действенным символическим изображением. По образному выражению Иоанна: "Из чрева потекут потоки воды живой!" – Христос является потоком жизни, всегда подвижным, живым, очищающим. Вид рыбы напоминает нам этот текучий, струящийся элемент. На изображениях Тайной Вечери, чуда с хлебами и рыбами и того последнего чуда, которое описывает Иоанн, когда Воскресший в ожидании учеников на озере разложил на берегу костер и поджарил рыбу, всюду присутствуют изображения рыб, иногда рыбы несут на спине хлеб, евхаристическую трапезу.

Один греческий манускрипт объясняет священное значение символического изображения рыбы: "О божественный отпрыск небесной рыбы (Ichthus), прими сердцем полным благоговения жизнь бессмертия внутрь умирания. Омолоди твою душу, о мой друг, в божественных водах с вечным стремлением к мудрости, которое истинное богатство дарит. Восприми телесную пищу Спасителя святых: ешь, пей и имей рыбу в руках твоих."

В другом манускрипте 2-3 столетия (Aberkios-Inachrift) мы находим таинственные слова: "Вера меня вела и представила мне как пищу рыбу (Христа) из живого источника, неизмеримо большого, чистого, которую дева поймала, и это дал он друзьям во всегдашнюю пищу. Он имел драгоценное вино, и одарил питьём вместе с хлебом". Здлесь под рыбой имеется в виду Господь. Вечная пища это не только мистерия Евхаристии, но живой Христос, который от слов и струящихся жизнедарующих вод Господа всегда услаждает.

Всё то время ранний христианин, живший в качестве врага го-сударства, и друга Бога, друга Космоса, в радостной аскезе, бедности, в Любви, служении, непрерывной молитве и медитации (стоя посреди духовного мира) и в непосредственной близости к смерти (которая не имеет ничего общего со смертью нашего времени), стоял в духовном напряжении, которое одновременно пронизывало тело и душу и делало их прозрачными и светящимися. Чудо, что останки святых излучают благотворные лечащие силы спустя много столетий. Христиане их почитают, как и в те прежние времена.

Понятие "святой" тоже претерпело изменение. В те времена святые были святыми уже при жизни. Их образ мышления, деятельности и поступков разыгрывались на виду у общины, их рассматривали и почи-тали, как сосуды полные вина Христа, и совсем не требовалось сначала погибнуть мученической смертью, чтобы быть провозглашенным святым.

В 326 году прекратилось преследование христиан. Император Константин становится христианином и провозглашает христианскую церковь государственной церковью. Семя Христианства, которое триста лет в катакомбных недрах Земли вынашивало светящийся плод, выходит наружу, на поверхность Земли. Христианин освобождается от перманентной опасности смерти. Церковь древней общины, чьё могу-щество состояло в молитве и образовании аскетической и совершенно пронизанной Христом личности, теперь приходит к могуществу, которое имеет вес в мировом пространстве. Утверждаются догматы, строятся красивые церкви, возникает чудесная литургия. Но лицо Христианства изменяется. Если в то время христианин был "Христом", то теперь христианином стал каждый человек. Если прежде была община святых, теперь в общинах святые были редким исключением! Они бежали в пустынные уединения, где предавались молитве, медитации, аскезе, потому что шум сытой, гомонящей мирской жизни плохо уживался с их потребностью единения с Богом. Так в четвёртом столетии заканчивается великолепное событие близости Бога, снизойденности Неба на Землю, массовой пронизанности Духом Космоса освящающими Божественными силами, радости и мирности, которых мы уже никогда не можем даже представить, потому что у нас нет органов для понимания и переживания таких состояний.

----

Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи

Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.

Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.

#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич