Найти тему
Алексей Лебедев

Практики медитации в мире - Духовный мир индейцев

Оглавление

Владимир Челищев (Линденберг)

"Человечество молится"

Практики медитации в мире - Духовный мир индейцев

Так молится с древних времен и до сих пор индеец-сиоукс: "Великий Дух, голос которого я воспринимаю в ветре, и дыхание которого дарит жизнь всему миру, услышь меня!

Я выступаю перед Твоим ликом как один из Твоих многих детей. Смотри, я мал и слаб. Мне нужна Твоя сила и мудрость.

Оставь меня в красоте обращаться и моим глазам всегда видеть пурпурный восход солнца. Могли бы мои руки ощущать вещи, которые Ты создал, а мои уши Твой голос слышать.

Сделай меня мудрым, чтобы я вещи познал, которым Ты мой народ научил, учение, которое Ты скрыл в каждом листе, каждой скале.

Я взываю о силе, не чтобы моих братьев победить, но чтобы моего наибольшего врага – меня самого – превозмочь.

Сделай меня всегда готовым с чистыми руками и чистыми глазами к Тебе приходить, чтобы мой дух, когда жизнь, как садящееся солнце уйдёт, Тебя достичь мог без боязни и стеснения!" (Переведено на немецкий Херманом Коппом).

Наипрекраснейший и величественный человеческий облик сияет нам из лика северноамериканского индейца, из времени, когда белый человек пришел со своей манией превосходства и захватил страну в свою собственность. На огромном пространстве жило немного людей, которые были в полной свободе хозяевами этого мира, и были братски связаны, как старшие братья, с животными, растениями, Небом и Землей. Если в чем-то их жизненный стиль и был примитивнее, проявлял он себя через высокую традиционную и духовную культуру. Уже миф о Творении, который здесь будет в кратце пересказан, указывает на глубокое понимание и детскую любовь ко всем существам. Как и у всех просто структуированных народов здесь также есть Пан-сакраментализм – всё живое и существующее является частичками Всеобщего Бога, Его эманацией, и Его формами проявления, всё друг другу родственно и через таинственные связи судьбообразно друг с другом связано. Вся деятельность, добрая и злая, освобождает или укрепляет эти связи, или творит запутанные узлы, которые действующих втягивают в свои сети.

Высшей духовной сущностью, правителем судеб индейцев Смоукс является невидимое, но всё пронизывающее существо – "Великая тайна". Это не персональный или персонифицированный Бог. Он один, как уже указывает название, тайное Всеединство. Солнце является творческим мужским принципом этого Всеединства, а Земля пластическим, материнским. Небо, ветер, дождь, гром, молния, горы, растения и животные являются пронизанными духом действующими и способствующими формами существования. Из связи Солнца и Земли возникли все формы и вся жизнь. В мире растений и животных стоит таинственное великое и "особенное" существо – Иш-на-е-ха-ге (первородный) - , который на земле и между животными и растениями движется, их нужды, их образ жизни и их язык понимает и им всё может понятным сделать. Ещё он не человек, но всё же много больше, чем человек. "Dacque" назвал бы его прототипом пред- или пра-человека. Он живёт одновременно внутри животного и растительного мира и все его боятся и почитают.

В конце он создал себе брата по собственному образу, человека из своего осколка, который он вытащил из своего большого пальца ноги. Этот первый человек есть "маленький мальчик-мужчина", бессмысленный, беспомощный ребенок, с которого началась эра людей. Иш-на-е-ха-ге проводит своего маленького брата через чуждый мир, показывает ему все создания и учит его с ними обращаться. В общем и целом осуществляется райский характер и мир царит между первым человеком и миром существ.

Но, как и в случае Адама и змея, эта гармония разрушена через паука "Унк-то-ме". При помощи острого дара наблюдения он узнаёт, как под обучением Иш-на-е-ха-ге Маленький мальчик-мужчина становится всё более умным и ловким. Он предчувствует опасность и уговаривает других животных Маленького мальчика-мужчину погубить. Но животные, которые мальчика любят, не хотят следовать его совету. Морское же чудовище, напротив, хватает Маленького мальчика-мужчину, убивает его и прячет тело на дне морском.

Иш-на-е-ха-ге ищет своего брата, а так как он всезнающ и всевидящ, находит его безжизненное тело на морском дне. Он приносит своего брата в парилку, и чудо, мальчик снова жив. Снова он обращается среди животных и рассказывает об обстоятельствах своей жизни, и понимает их язык, он ведет себя с ними на равных. Но Унк-то-ме снова плетет интригу, призывая животных к войне против мальчика.

Иш-на-е-ха-ге спешит на помощь и учит мальчика держать при себе лук и стрелы. Они спрятались в скалах и, когда приблизились враждебные животные, закидали из стрелами и камнями, так что те вынуждены были бежать. Наконец насекомые поддержали животных, воевавших против мальчика и бросились ему в глаза, рот, нос и уши. Тогда приказал ему Иш-на-е-ха-ге метнуть каменную дубину в скалу. Тот сделал это. Вспыхнули искры, упавшие на сухую траву прерии, прерия неожиданно загорелась. И все животные земные, и обитающие под землей, в воздухе и в воде бежали. Они увидели умение мальчика и попросили о мире. Мир был заключен. Но животные были теперь обязаны поставлять человеку мясо и шерсть, которые он однако добывал себе не без опасности и труда. Только насекомые не захотели подчиниться и остались до сих пор мучителями человека. Птицы же, наоборот, пообещали наказывать насекомых за их упрямство и их уничтожать.

Так возникла благодаря коварству и зависти первая смерть, уничтожение, война, истребление одних существ другими.

О всемирном потопе здесь рассказывается следующее. Однажды выпало столько снега, что тот покрыл все горы. Животным было нечего есть, они голодные пришли к жилищу Маленького мальчика-мужчины. Они увидели его и Иш-на-е-ха-ге спящими в ущелье и подумали, что они лежат мертвые и хотели их разорвать. Но тут солнце проявило всю свою силу, снег растаял, и многие звери, особенно опасные, утонули. Иш-на-е-ха-ге и мальчик построили себе большое каное, взяли с собой некоторых животных и спаслись.

Но пришло время и в маленьком мальчике-мужчине взыграло желание иметь потомство. Он пошел по стране и спаривался с женскими особями птиц и животных, медведицами, волчицами и бобрихами. Он всегда проводил некоторое время с ними, строил жилища, рождались дети. Те дети, которые были похожи на матерей, оставались животными, те, которые были похожи на Мальчика-мужчину, стали предками человеческого рода. Этим объясняет Индеец, почему люди так бывают похожи на животных, потому что они от тех или иных родов животных происходят. Поэтому во всех племенах тотемом, священным знаком, охраняющим гербом, бывают животные.

Таким видит индеец становление и возникновение человеческого рода и своё близкое родство со всем живущим.

Индеец знает себе свою жизнь защищенной и находящейся под наблюдением "Великой Тайны", живёт под Его глазом, Его ухом, и в Его световом конусе. Таким образом вся жизнь исполнена и освещена дыханием неизвестного Бога.

Взгляды, благонравие и вера образуют его существование. Рокой, благоговение перед всем сущим, любовь, мужество, справедливость и уединенность. Он имеет склонность и мужество к одиночеству. Всё его деяние и предприятие проникнуто молитвой. Он стоит один перед Богом. Без посредников в лице церкви и священников.

Молитва производится в уединении. Утром, после того, как он принимает живительную парную баню, идёт он к реке, источнику, горе в час восхода солнца. Он моет себе лицо холодной водой, потом стоит неподвижно с поднятыми руками, как наши ранние христиане на молитве, лицом к встающему солнцу. Неподвижно стоит и медитирует, молится без слов, погружен в несотворенно прекрасной и возвышенной природе полный благодарности. Он не желает себе ничего. Всё, что "Великая Тайна" ему дать мог, есть в нём самом, есть сопричастность в Большом Боге и великом сотворении. Так пропитанный молитвой он идёт к своим и своей работе. Животное представляет его питание, кроме редких плодов земли. Он приносит его в жертву, как научен по договору из времен мифа творения. Когда он его разделывает, преклоняет он колена набожно перед ним и молится за него, благодарит за жертву, которую животное для него принесло.

Его высшей гордостью является отсутствие собственности. В собственности есть только самые необходимые вещи и полная свобода от желания всех вещей. Он делает себя не только свободным от собственности, но также от алчности, радостей и страстных желаний. Целомудрие для него высший завет. Он ест, чтобы себя поддержать, он любит, чтобы увеличить свой род. Он любит также со страстью, но всё приносится в сознании внутреннего присутствия Бога, "Большой Тайны".

Когда он убивает своего врага, он носит тридцать дней траур о убитом и думает о любимых, которые по тому горюют. Любовь к собственности рассматривается как слабость. Если дети слишком "зависают" на своих игрушках, или хотят получить в собственность вещи, мать рассказывает им пугающие истории о таких людях и о плохих последствиях, которые они через страстное желание получают. Против цивилизации белых они имеют иммунитет потому, что им роскошь, удобство, прогресс техники ничего не значат. Они презирают человека, который верит, что жизнь начинается только в окружении жилых и потребительских предметов. Для индейца жизнь кончается там, где для белого она только начинает иметь ценность.

Его характерные черты: молчаливость, надежность, мужество, благородство. Гораздо важнее брачных уз дружба, потому что это связь свободная от половых желаний. Индеец никогда не нарушает свою клятву, она для него священна.

Если индейца спросить: "Что такое молчание?" – он ответит: "Это великая тайна! Священное молчание это Его голос!" – А спросите его: "Каковы плоды молчания?" – он ответит: "Самообуздание, честное мужество, выдержка,, терпение, достоинство и благоговение. Молчание – основа характера!"

"Храни смолоду свой язык", - говорил вождь Вавасхав, - "тогда созреет у тебя, возможно, к старости мысль, которая пригодится твоему народу." – Так говорит Охиеза, лучший знаток индейцев.

Индеец не похищает чужое имущество, во первых потому, что он его не уважает, потом, он не ценит нечто взять и присвоить. Так же точно ему противно лгать. Лгущий лжет в конце концов самому себе, потому что "Великая Тайна" всё видит, слышит и знает! Его не обойдешь! Он честен и прям и не поймёт, если его обманут. Он терпим и дружелюбен и терпеливо слушает. Против христианских миссионеров существовало и существует до сих пор антипатия, потому что индеец совершенно ясно переживает, что христианин часто иначе учит, чем сам делает. Со своим детски чистым характером он ясно чувствует это несоответствие.

Охиеза повествует, что однажды один миссионер попытался одному индейскому племени поведать истины своей священной религии, рассказав им о создании мира за семь дней, о грехопадении наших прапредков, которые яблоко съели. Индейцы слушали его внимательно. Потом они его поблагодарили, и один из них рассказал ему длинную историю происхождения маиса. При этом миссионер проявил своё нетерпение и сказал раздраженно: "То, что я вам преподнёс, священные истины, а то, что ты там рассказываешь, только легенда и неправда!" – "Брат мой", - возразил обиженый индеец, - "ты кажешься с твоими начальными основами учения надежды хорошо знакомым. Как ты видел, мы твои истории выслушали и им поверили. Почему же ты не хочешь, чтобы мы тебе свои верования подарили?"

Известно много примеров их прямоты и несокрушимого благородства. Так в восьмидесятые годы восемнадцатого столетия случилась история с известным Кров Дог (переводится как "воронья собака"), рассказывавшаяся из уст в уста. Кров Дог убил в 1881 году вождя племени Сиоукс Шпоттеда Тейл (переводится как "пятнистый хвост"), потому что тот был общеизвестным злым негодяем и своей властью злоупотреблял. После совершенного Кров Дог в душевном спокойствии сдался шерифу и дал себя арестовать. Он был приговорен к смерти. Незадолго перед приведением приговора в исполнение он попросил у представителей власти разрешить ему попрощаться с женой и племенем. Под конвоем шерифа он отправился за 200 миль искать своё племя. Шериф остался на границе территории племени, получив от Кров Дога обещание, что тот на следующее утро вернется. На следующее утро Кров Дог не вернулся. Шериф отправился к жене Кров Дога и узнал, что тот решил в одиночку ехать в тюрьму. Пришло сообщение, что Кров Дог прибыл в тюрьму. Этим инцидентом общественность была так поражена, что суд пересмотрел дело и освободил Кров Дога.

С детства индеец воспитывается мужественно переносить голод, холод, жару жажду и нужду. Он внутренне и внешне твердеет, бывает отважен и рыцарски благороден. Его собственная жизнь представляет для него не большую ценность, если речь идёт о том, чтобы отдать её за другого человека. Один старый вождь наставлял молодого индейца, который суровой зимой искал буйвола, чтобы помочь своему голодающему племени: "Не сходи со своего пути ни от холода, ни от голода, не из-за боли или боязни страдания, ни от блестящих зубов опасности и никогда от хватающей челюсти смерти!"

Когда индеец вступает в совершеннолетие, он ищет себе супругу. Нет никакой церковной брачной церемонии. Помолвленная пара идёт в уединенное место в горы, там они сочетаются перед лицом величественной природы в посту, медитации, молитве и молчании. Через неделю они возвращаются домой уже супругами и признаются таковыми племенем. Они строят себе вигвам и идут выполнять свой долг. Воспитание ребёнка начинается уже до рождения. Будущая мать направляет мысли и добрые желания на плод своего тела, она заключает их в молитву и внутренне работает над собой и над создающимся человеческим существом. Когда приходит время рожать, то она хочет быть одна с этим событием. Она идёт в уединение, там рождает и приходит потом со своим ребёнком обратно к племени. Дети индейцев тихие дети. Если ребёнок кричит, или беспокоен, то мать качает его и поёт тихим голосом: "Тихо, тихо, ты мешаешь молчанию Великого Духа". До двух лет она кормит его сама. Она имеет первое слово в воспитании ребёнка. Только в восемь лет мальчик передаётся отцу, который учит его искусству охоты и войны, который учит его сознанию человеческого достоинства и благоговению перед жизнью, который являет ему пример терпимости, дружелюбия, внимательного, тактичного, смиренного, нежного, доброго обращения. Каждое мероприятие согласуется с молчаливой памятью "Великой Тайны". Нет ничего, что делалось не во Имя Его, будь то еда, сон, охота, приготовление пищи, полевая работа, изготовление любых предметов или управление мероприятиями. Всегда индеец шепчет перед началом: "Дух, прими участие!" – и всегда он имеет ощущение Его охраняющего и помогающего присутствия.

Индеец не имеет страха перед смертью. Как он в жизни совсем близко с природой покоится и непосредственно в ней принимает участие, также он переживает свою смерть. Он видит смерть в природе, умирание растений и животных, которое совершенно не патетично, так же не патетично он говорит "да" своей смерти. Он считает достойным погибнуть в военной борьбе. Родственники и племя горюют по умершим и хоронят на высоком помосте или развилке дерева в свободной природе. Душа умершего соединяется по их убеждению с "Великой Тайной", или, как и в веданте она подлежит превращению душ, где при близком родстве человека с животными, также животные и насекомые включены в этот круг.

Что индейцев, как и другие близкие природе народы, отличает от людей "цивилизованных", и ему животное близко родственным делает, это сохранившийся инстинкт, внутреннее знание о лечебных и разрушительных силах в природе и бессознательное знание о своей телесности, внутреннее видение органов – ясновидческий дар. Также дар предвидения и исполнения событий развертывающихся в настоящее время в отдаленном месте. Особенно сильно проявляется такое ясновидение по отношению к родственникам, соплеменникам и друзьям. В то время как Индийцы развивают такое внутреннее зрение концентрированными упражнениями йоги, это присуще индейцам благодаря близости к природе.

Дар ясновидения и озаренного познавания прежних форм существования среди индейцев не редкость. Джек Лондон повествует в одной небольшой новелле об одной индеянке, которая служила у белой женщины-миссионера, что они уже при поступлении её на службу имели непрерывно "Deja-vu"-переживание (прежнего знакомства). Многое ей известно и хорошо знакомо, в то время как вещи, которые она видела в первый раз, и новые встречи удивляют тем, что она это уже знает. Она также понимала слова совсем незнакомого языка. Она с изумлением выговаривала новые слова, смысл которых она знала. Это необыкно-венное и для неё самой необъяснимое переживание просветлило её совсем, в то время как белая женщина-миссионер, полностью не понимая этот феномен, стояла против неё и нежное испуганное изумление индианки принимала за нелепое кривляние.

Охиеза повествует об одном индейце сиоуке, который в середине восемнадцатого столетия молодым человеком имел необыкновенное переживание. Он утверждал, что имеет духовного брата среди Огибвезов, которые многие годы враждовали с Сиоуксами. Он даже назвал военный отряд, к которому принадлежал этот брат. Во время охоты рядом с границей Огибвезов этот индеец сказал, что они встретят сегодня охотников огибвезов, его брат в духе там присутствует. Он будет таким же с лица и по образу и будет меть такую же боевую песню, как и он. Он просил соплеменников встретить чужую группу мирно. Действительно в тот же день вечером произошла встреча. Обе группы были удивлены, когда два почти одинаковых человека, которые вели отряды, без признаков удивления подошли друг к другу и сердечно по братски обнялись. Несколько дней они провели вместе, курили трубки мира, танцевали и пели. Ещё больше было удивление, когда оба воина запели спонтанно одну и ту же боевую песню.

Это состояние души могло принадлежать прошедшему времени. Сей-час только немногие индейцы живут в резервациях. Но они ещё строго придерживаются старых обычаев и гордятся своей расой и своей исто-рией. Они не изобретают технику, и не строят небоскрёбы, не построили ни одной церкви и не написали никаких законов. Но они всё же через цивилизацию дегенерировавших и ставших порочными людей показали, чем является человек. Как он в качестве брата животных и растений, как визави с природой и Богом, прислушиваясь к в сердце записанным законам, животное и Бога в себе со священным достоинством неся – дружески, снисходительно, нежно, прямо, праведно, мужественно, благородно и благоговейно. "Дай нам быть в родстве со всеми существами и вещами", - просит индеец Сиоукс "Великого Духа".

Вся его жизнь является медитацией, он стоит в середине существования и ещё не отделился от оживляющих святых жизненных сил Космоса.

Роды и культуры между тем канули и стали почти легендарными. Может быть наши дети ещё и через поколения останутся верными поклонниками героев нашего детства "Верной Руки", "Друга Пятницы", "Кожаного чулка", "Виннету" и "Чин-гач-гука"!

----

Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи

Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.

Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.

#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич