Владимир Челищев (Линденберг)
"Человечество молится"
Практики медитации в мире - Внутренний свет квакеров
Если бы не было квакеров, можно было бы сомневаться на сегодняшнем Западе в людях и в человечестве. Если взять какие-нибудь газеты, зеркала повседневности и политической жизни, в руку, то нашим глазам предстанет впечатляющим существование и его творец, человек, со своей бездонной способностью ошибаться. Распри партий, гонка вооружений, ненависть, непримиримость, клевета на инакомыслящих, непримиримость конфессий среди христианства, развращенность и продажность властей и властвующей касты, распущенность душ масс, стремление к богатству и радости обладания предметами, безответственность, распадение межчеловеческих связей, падение веры, потеря связи с религией, традициями, духовное равнодушие правят образом современности.
Среди этой неоганизованной и эмоционально обедненной массы западного народонаселения выделяется небольшая группа (примерно 200 000) людей, преимущественно в США и Англии, которые в качестве духовного питания сохраняют уже три с половиной столетия светлый огонь раннего христианства. Группа, которая подобно перво-христианским общинам, также как и современным (модерным) формам общин духовно обновленного запада может быть уважаемым. Их история являет единую концентрацию духовного героизма, героизма жертвы, человеческой любви, откровенности, служения другим, толерантности и мужества в борьбе. Если где-то в последние триста лет произошли социальные реформы, можно с уверенностью сказать, что почти во всех случаях у их истоков стояли квакеры. Началось с провозглашения прав человека, сформулированных Вильямом Пенном при основании Пенсильвании. Освобождение человечества от рабства, которому посвятил себя Джон Воольман, реформа тюрем, за которую боролась Елизабет Фри, социальное попечительство, забота о индустриальных рабочих, борьба против диктатур, борьба за уважение человека и не в последнюю очередь борьба за существование животных и равноправие женщин. Все эти инициативы были импульсированы квакерами, когда западное человечество ещё было не в состоянии все эти нововведения духовно понять, не говоря уже о том, чтобы их переварить (с ними примириться).
Если бы истинно ищущий западный человек сегодня поставил вопрос, сердечный вопрос: "Где мне сегодня найти людей, которые живут совершенно без фальши, предрассудков, злобы, высокомерия, в любви, служа, толерантно, не ограничено какими-нибудь политическими или культурными догмами:" – такому можно сказать: "Иди к квакерам!" – и он в них не разочаруется.
Во время религиозно-церковного упадка и растерянных поисков новых религиозных форм, в то время, когда в западном человечестве наряду с Католической церковью имелась Лютеранская, Кальвинистская, Цвинглиане, Виклифты, Англиканская церковь, Пресвитирианская, Индепенденты, Зеекеры, Эпископалиане, Баптисты, Сокиниане, Бровнисты, Арминиане, Мужи пятой монархии и многие другие, сапожнику Георгу Фоксу в 1646 году было озарение. Он порвал со всеми традициями церкви с её ритуалами, догмами, учениями, легендами, поклонением, символами, священством, и обратился "от человека к Богу" только к учению Христа. Он странствовал с места на место и проповедовал Его учение. Он и его ученики были арестованы и посажены на годы в тюрьму, обвиненные как революционеры, кем они и являлись. Они обращались ко всем людям независимо от ранге на "ты", они не снимали шляпу ни перед какими властями, будь то сам король, они рассматривали священников церкви, как оплачиваемых служителей Бога и утверждали, что только тот перед Богом может говорить, кто от Бога инспирирован. Они отказывались принимать участие в войне, брать в руки оружие против других людей. Свою присягу они не нарушали ни под какими угрозами. Они не ходили ни в какую церковь и справляли свою службу Богу на природе или в зале собрания в молчании. Последователи Георге Фокса были так воодушевлены его учением, что они требования такого жизнеобновления исполняли безоговорочно. Было время в семнадцатом столетии, когда 12 000 квакеров было брошено в тюрьмы, сотни из них умерли, не сказав ни единого злого слова или проклятия. Была готовность к мученической смерти, как и в раннем Христианстве, и это происходило в таком же непатетической трезвости. Когда родители на улице находились во власти спокойной молитвы, приходили их несовершеннолетние дети и стояли заменяя их в молчаливой молитве. Подобное происходило после раннего Христианства еще только в Индии во времена освободителя и обновителя Махатмы Ганди.
Это учение за триста лет своего существования до сих пор не испортилось (развратилось), не закостенело в новых догмах и не формализовалось. И сегодня, как и прежде, льётся "внутренний свет" через людей, которые себя добровольно причисляют к этому учению. Никакое учение, никакая церковь и никакая политическая партия в западных странах не могут похвастаться характерами такой чистоты, человечности, внутренней свободы и щедрости, как эта маленькая группа.
Квакер имеет совершенно специфическую связь с Богом, прямую связь. Ни догмы, ни священника нет между ними. Он божье дитя, и, как таковой, он рассматривает всех людей без различия их общественного положения и расы, в то же время он видит Бога во всяком существе. Христос для него Сын Божий, его больший брат, его учитель и почитаемый пример для подражания. Бог излучает Свой Свет через всех существ. Всё же имеется смысл человека, этот в нём светящийся свет принести для освещения. Он подобен свету свечи, которая через огонь Духа должна быть зажжена. Это зажжение и сохранение света можно развить благодаря никогда не прерываемой практической медитации и никогда не удаления себя от Бога и Его Заветов.
От вас ничего невозможного не требуется. Квакеры не называют себя церковью и таковой они не хотят быть. Они называют себя общиной: "Религиозное сообщество друзей", - имеется в виду: друзья людей, друзья Бога, друзья животных, друзья существ. Первый принцип религиозный – "быть детьми божьими", чувствовать себя в этом безоговорочном детстве в защищенности и доверчивости, в то же время могут происходить некоторые удары судьбы. Из такого переживания чувствует "друг" себя братом всякого человека и существа. Как же он тогда может кому-либо желать зла? Он должен к своей вере стоять мужественно и честно, но он не пытается склонять к ней других, или к их вере относиться с пренебрежением, будь те христианами или нет. Бог всегда тот же, и равны люди, которые верят. Он должен по отношению к любому, также к тому, который его ненавидит, быть дружелюбным и любящим. Он должен других людей всегда почитать больше себя самого, и должен им всегда только добро творить (оказывать). Он должен быть абсолютно благородным, не должен говорить ни одного ненужного слова, никого не обманывать, не говорить неправды; он должен жить просто, не развивать в себе потребности и любой излишек отдавать бедным. Он не должен никого осуждать. Он руководствуется не человеческими и не церковными законами, только Богом и собственным сердцем, которое отражает Бога. Прежде чем он о ком-либо произнесет суждение, спросит он себя: "Как бы рассудил Бог в Своём бесконечном милосердии? Ибо Он Свет Милости на каждого изливает!", - и тогда он становится добр и всепрощающ в своём сердце.
"Внутренний свет" является сердцем учения; неустанная спокойная самодисциплина является их броней, их телом. В светлой искренности и узаконенной бедности их существования они напоминают индейцев старых времён или цзен-буддистов с их безиллюзорной мистикой. Всё как у первохристиан – переживаемая и деятельная религия повседневности, живое сознание: "Где я есть, я есть, и Бог присутствует в каждом месте, и во всякое время, е не могу от Него ни удалиться ни оторваться!" Это переживание Его постоянного присутствия, близости и любви даёт масло для сияющего света.
Из этого образа мыслей и поведения жизнь становится состоянием практической медитации. Всякая деятельность, мышление, поведение, каждая связь переживаются и производятся в партнерстве с Богом, на всём существовании лежит, разумеется бесстрастный, священный свет благословенного мировоззрения. Квакер не думает о том, заслужил он или нет милость Божию, он знает себя в этой милости, ибо Бог никак иначе не может быть, только милостиво. Это убеждение делает его внутренне радостным, добрым и спокойным. Он чувствует себя руководимым Богом, для него не бывает случайности. Для него как раз это или то переживание, встреча, болезнь, несчастный случай или радость происходят, на которые он, как на вопрос Бога, как ученик перед своим учителем, должен ответить – так обвязывает бытие к совершенству чувств. Чтобы, однако, каждый вопрос обдумать и смочь правильно на него ответить, квакер не проходит легкомысленно и невнимательно мимо никакого переживания.
Если спрашивают, каков духовный и жизненный распорядок у квакеров, то слышат ответ, что у них нет догматики и обязательных законов и предписаний. У них нет таинств крещения, венчания, конфирмации, нет священнослужителей.
Они живут в интенсивной общности дружбы и встречаются регулярно для совместной молчаливой молитвы. Они сидят, погруженные в себя и медитируют. Молчание не является пустой тишиной, оно является действительным вибрирующим священным Hesyche, молчаливой неподвижностью. Они молятся не предписанными молитвами, их молитвы не о увеличении собственности или личном успехе. Когда они молятся, то молятся о ниспослании внутреннего просветления, о увеличении внутреннего света и сил любви. Иногда кто-либо, призванный к этому Богом, произносит духовное наставление. Так как во всех них присутствует интенсивное чувство человеческого почитания и наинтенсивнейше развито чувство ответственности, то не бывает так, что какой-нибудь болтун или хвастун посмеет выступить перед общиной.
Во время других собраний, которые также начинаются с молчаливой молитвы, затем обсуждаются актуальные вопросы общины, личные, а также социальные и политические проблемы. Всё происходит достойно в спокойствии и невозмутимости. Никто не горячится, никто не возражает запальчиво, все слушают и размышляют, прежде чем выступить. Нет подсчёта голосов, большинство не подавляет мнения меньшинства. Либо приходят к общему мнению, либо некоторые дружески уступают. Если не могут прийти к единогласию, то приступают к молчаливой молитве, во время которой приходят к углубленному пониманию проблемы. Если и после этого нет единства мнения, тема переносится на другой день. Никто не будет пытаться другого перекричать.
На годовом собрании, которое посещает большинство, друзья обсуждают все важнейшие вопросы и планы на следующий год.
У них нет церемонии бракосочетания. Пара, которая хочет заключить супружеский союз, извещает об этом общину. Перед собранием товарищи свидетельствуют их намерение. Составляется брачный контракт, который подписывают все присутствующие. После этого дома празднуют они праздник бракосочетания с друзьями.
Аналогично происходит и поминание умершего. Община собирается для молчаливой молитвы, один из ближайших друзей говорит о покойнике. Кладбищами квакерам служат просторные луга, на которых маленькие низкие камни с именами умерших совсем немного выглядывают из земли.
Обычно несколько раз в день квакер на короткое или продолжительное время погружается в себя для молитвы и обдумывания. Он проверяет свою совесть, свои мысли, свои планы, своё поведение. О совместной молчаливой молитве Роберт Барклай говорит: "Когда я прихожу на молчаливые собрания друзей божиих, чувствую я таинственную силу внутри, которая моего сердца касается, и, когда я себя самого этому отдаю, то чувствую, как зло во мне ослабевает, а добро во мне возрастает."
Квакер является свободным человеком, он свободен от страха, ибо он живёт не в мире лжи и обмана, он любящий. Он спокоен и не бывает в ярости. Георг Фокс наставляет: "Друзья, не сердитесь, ибо тот, кто верит во внутренний свет, не нуждается в злости." – Незлой терпелив, терпелив к слушанию, к несению и страданию.
Важный принцип скромность, простота жизни, одежды и еды. Нет ничего для самоцели. Всё, что нужно человеку, должно быть ему предоставлено, но не для удовольствия. Среди квакеров нет спесивых хвастунов, обжор и пьяниц, а также кутил и щёголей. Человек никогда не должен против другого выделяться. Размеренная аскеза без самобичевания является обычаем. Квакер никогда не клянется, ибо он само собой разумеется говорит только правду даже по мелочам и никогда не лжет. Он имеет мужество для правды, даже если этим себе самому повредит.
В воспитании, как и в семейной жизни, важнейшим законом является демократия. Прежде чем в западных странах возник вопрос о равноправии женщин, он уже в семнадцатом столетии исполнялся в семьях квакеров. Они не признают никаких социальных различий между мужчинами и женщинами. В семье и в общине у них равные права. Также и ребенок рассматривается как мыслящий и действующий человек, его воспитывают с добротой и спокойствием, и на хороших примерах. Их мнение выслушивают, и родители не отвечают агрессивно, нетерпеливо или зло на детские выходки.
Их доброжелательность распространяется не только на семейные и внутриобщинные отношения. Они рассматривают любую войну, как антихристианскую и уклоняются от участия в человекоубийстах. Они предпочитают наказание тюрьмой или смертью, но не брать в руки оружие. Во время первой мировой войны только в Англии было посажено в тюрьмы за уклонение от воинской повинности 5 596 квакеров (до Апреля 1919г.). В Америке таких было только тринадцать. Но когда христианское человечество взаимно самоуничтожалось ужасным оружием, а потом победители в войне по отношению к побежденным установили жесткие законы, квакеры восстали первыми христианскими солдатами мира и любви, направились в опустошенные области, вооруженные любовью, протянули свои руки помощи голодающим, сиротам, потерявшим родину, рассово дискриминированным, бездомным. Эта маленькая группа в мире организовала неожиданно мощный поток помощи. Каждый из них посвящал всего себя и всё своё имущество. Перед их доброй волей пали националистические высокомерие и заносчивость, и патриотическая узколобость.
У них также есть свои святые, их великие герои, страдальцы и мученики. Однако они кроме Бога и Христа ничего, либо всё почитают священным и освященным, и в этом они полностью реальны и не патетичны. Среди своих друзей они не различают великих и малых, уважая всех.
Так и с их основателем, Георгом Фоксом (1624-1691), на которого в 1646 году снизошло великое просветление, и который после этого странствовал с места на место по Англии и Америке и проповедовал учение о внутреннем свете. Неоднократно его бросали в тюрьму за оскорбление религии и священнослужителей, а также несоблюдение субординации, но его дух не могли сломить ни голод, ни холод, ни темнота, ни болезнь. Во время его заточения в тюрьме, его жена и ученица Маргрет Фел, вльдова члена парламента и мирового судьи из Швартхморе Халль, взяла в свои руки все нити управления. Она укрывала последователей и их семьи от преследования и передавала сообщения туда-сюда. Швартхморе Халль благодаря этой чудесной самопожертвенной женщине стал первым центром квакерства.
Руфус Йонес, ученик Фокса, пишет: "Была основана религия, покоящаяся на непосредственном переживании Божьей Милости и всепрощающей любви. Не религия благочестивых аттракционов или праздничных постов с унылыми минами, или болезненных поисков Божественных Законов. Это религия, которая начинается и завершается с торжествующей достоверностью Божественного Прощения, Божественного Наследования и постоянного Божественного просветления.
Другом и продолжателем деятельности Георга Фокса был великий государственный деятель Вильям Пенн (1644-1718). Сын высочайшего чиновника короны, адмирал флота, пошел студентом к квакерам. Как и его товарищи, он странствовал на родине по стране, проповедуя, был неоднократно арестован. Как только он освобождался, снова принимался за своё апостольское служение. Король был должен его отцу значительную сумму. Пенн осмелился просить короля в качестве компенсации дать ему довольно большую территорию земли в Америке для претворения в жизнь идеи совершенно нового способа управления государством. Он получил область, которая до сих пор называется Пенсильвания. Друзья, которых на родине преследовали и называли пуританами смогли последовать за ним в Америку и поселиться в Пенсильвании. Пенн стал губернатором этой области. Он создал новый устав в духе братства. Были заключены мирные договоры между колонистами и индейцами, которые не нарушались обеими сторонами. Пенн запретил продавать индейцам спиртное, а также их угощать. Им можно было давать только нужные им вещи. Впервые в Америке индейцы получили равные права с белыми. Также и по закону страны было введено равноправие белых и индейцев, для того времени необычное событие. Была провозглашена абсолютная свобода вероисповедания. Не было смертной казни, вместо наказания тюрьмой нарушитель законов подвергался воспитательным мерам. Была организована демократическая школьная система. Рабство было запрещено. В конституции указывалось, что каждый мальчик наряду со своим умственным развитием должен изучить какое-нибудь ремесло. Конституция Пенсильвании в дальнейшем служила образцом для конституции Соединенных Штатов, а во время французской революции для провозглашения прав человека. Пенсильвания была святым экспериментом квакеров. Это не могло долго продолжаться, потому что, воспользовавшись провозглашенной свободой вероисповедания, туда стали переселяться представители различных преследуемых сект, так что братья в конце концов в своей стране оказались в меньшинстве. Так как управление было строго демократичным, они были вынуждены принять, несмотря на их убеждения, законы о вооружении и защите своих границ.
Вильям Пенн был первым, кто концептуализировал идею народного союза. Он опубликовал статью "Попытайтесь мир защитить в Европе для современности и будущего", в которой все современные мысли были представлены как раз в актуальной форме. Концепцией этого мотто было ненасилие.
Первым борцом за освобождение негров из рабства был квакер Джон Воольман (1720-1772). Африканские негры были черными и не были христианами. Было сомнение, люди ли они вообще. Вообще удивительно, что никакому христианину, всё равно к какой конфессии он принадлежал, не приходило в голову, что рабство ни в каком случае не сочетается с учением Христа. Должны были придти первыми "друзья" с их братской христианской совестью, чтобы дать этому первый толчок. Джон Воольман не был незначительным писателем ни для одного американского штата. Среди прочего он заключал договора о купле и продаже негров-рабов. Это не совпадало с его совестью. Он отказался от профессии писателя и стал странствовать по стране. Он выступал перед плантаторами. Он не проповедовал, не требовал; тихим дружелюбным голосом он говорил о несовместимости быть христианином и рабовладельцем. Он не ожидал переворота и резкого изменения, но он действовал неуклонно. Он не вступал в дискуссии, только улыбаясь тихо говорил: "Это неправильно!" – Такие учения не зажигают, они медленно тлеют под сердцем, пока не загорится совесть. Это продолжалось ещё тридцать лет после его смерти, пока общество "друзей" торжественно не объявило, что рабство отменено и никто из друзей не вправе иметь рабов.
Если сегодня наши преступники не обезглавливаются и не вешаются за любое преступление и не гниют в вонючих застенках пожизненно, это происходит не в последнюю очередь благодаря нежной женщине-квакерине Елизабет Фри (1781-1845). Случайно она познакомилась с женской тюрьмой. Она была потрясена заброшенностью, жалким состоянием, грязью, моральным упадком заключенных и грубостью охраны. С этого мгновения эта юная жена и мать нескольких детей посвятила себя реформированию тюрем. Против общественного мнения с его потребностью мести она достигла неустанным разъяснением и убеждением, что помещения тюрем нужно содержать в чистоте, что нельзя запирать так много людей в одну камеру, что нужно позаботиться о женщинах, чтобы они могли работать. Она взяла на себя быть духовником (заботу о душах). Она ездила всюду и посещала заключенных, беседовала с ними о их нуждах и заботах. Она предлагала воспитание вместо наказания, заботу о заключенных и отпущенных из под стражи, телесную и душевную гигиену для заключенных. Она объехала Европу и посещала там тюрьмы. С мягкостью и непоколебимой силой боролась она за свои христианские убеждения. В Германии, России, Нидерландах, Франции её идеи приняли с воодушевлением. Прусский король Вильгельм IV был ею очарован. Вихерн был ею побужден учить мужчин обслуживанию и заботе о заключенных.
В области промышленности можно поставить в пример три известнейших шоколадных фирмы Англии и США, принадлежавших Фри, Ровнтрее и Кадбури. Они расположили свои фабрики на природе, построили для рабочих и служащих чудесные посёлки в прекрасной местности. Коллективы этих трёх независимых друг от друга фирм живут со своими работодателями, которые являются квакерами, как большие семьи. Задолго до попыток решения социальных проблем политическими способами мужественные христианские "друзья" также и в этой области нашли простое и непатетическое решение.
Я не знаю другой христианской конфессии, религиозной или политической группы, которая людей формировала бы в такой чистоте, благородстве, честности, миролюбии, толерантности, взаимопонимании, доброте, взаимопомощи, служении и дисциплине собственных потребностей. Эти люди, которые имеют в высшей степени индивидуальную, простую, недогматизированную, но глубокую личную связь с Богом, осуществили христианский идеальный образ человека без внутренней борьбы, искушений и неврозов, ибо они обратились к любящему, понимающему и прощающему Богу. Квакер объединяет в себе святого и мудрого, как это было короткое время в раннем христианстве. Но он несет святость, как повседневную одежду, без священной видимости, и мудрость, как радостный ребенок, играючи, без наложения обязанностей.
Чему он нас учит, так это, что человек благодаря сострадательному мировоззрению и образу жизни, благодаря одухотворению и неустанной, но непринужденной, самодисциплине может преобразовать себя в чистый сосуд для Духа.
----
Подписывайтесь, что б не пропустить новые статьи
Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.
Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.
#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич