Найти в Дзене

Дедушкина рукопись. Часть 9-я

Продолжаю публиковать рукописи своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), памяти его создан этот блог. "В драме я работал по договору, только рисовать, к малярным работам не причастен, по 200 рублей в месяц.
По тем временам это был мизер, оклады доходили уже до 1000 рублей. Мне по какой то причине не стали повышать оклад, и я перешел в театр музкомедии в 1936 году на 600 рублей. Принял меня директор Васильев. Он сам окончил строгановское училище и в театре знал по этой области все, даже в костюмерном цехе знал на какой костюм какие пришить пуговицы. Когда нужно было что-то на новую постановку, он просил отпороть и пришить в костюме то, что подходит по стилю, на новые. Художником-постановщиком работал Кюрт, он занимал должность заведующего декоративным и бутафорским цехом, постановочной частью. Тогда здесь работали молодые ребята. Первые работы в музкомедии были ремонтные, восстанавливали старые декорации. Писал я порт
Оглавление

1936-1938 г. Свердловск, музкомедия, Кюрт, Ушин.
Начало сезона. Ремонт декораций

Продолжаю публиковать рукописи своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), памяти его создан этот блог.

"В драме я работал по договору, только рисовать, к малярным работам не причастен, по 200 рублей в месяц.
По тем временам это был мизер, оклады доходили уже до 1000 рублей. Мне по какой то причине не стали повышать оклад, и я перешел в театр музкомедии в 1936 году на 600 рублей.

Принял меня директор Васильев. Он сам окончил строгановское училище и в театре знал по этой области все, даже в костюмерном цехе знал на какой костюм какие пришить пуговицы.

Когда нужно было что-то на новую постановку, он просил отпороть и пришить в костюме то, что подходит по стилю, на новые.

Художником-постановщиком работал Кюрт, он занимал должность заведующего декоративным и бутафорским цехом, постановочной частью.

Тогда здесь работали молодые ребята.

Первые работы в музкомедии были ремонтные, восстанавливали старые декорации.

Писал я портрет Жан Жака Руссо для спектакля "Холопка", он получился плохо, но приняли.

С Кюртом сделали только один спектакль "Чарито", режиссер Высоцкий.

Кюрт - своеобразный художник. Хорошо работал анилиновыми красками и пастозными клеевыми, сам много делал бутафории. Им оформлены спектакли в 1935 году: "Веселая вдова", "Холопка", "Гейша", "Ярмарка невест", "Нитуш", "Камрад", "Сильва", "Марица", "Гарри Домелла", "Миллион терзаний"; в 1936: "Баядера", "Цыганская любовь", "Красное солнышко", "Чарито". За все время работы в музкомедии с 1933 г. им оформлены около 16 спектаклей.

Остальные спектакли все были сделаны гастролирующими художниками. "Роз-Мари" - В. Ходасевич, "Летучая мышь" - Окунь, "Последний чардаш" - Ушин Н. А..

Четвертым художником, которому я исполнял декорации был Ушин.

Он приехал во 2й раз, после спектакля "Чарито", оформленного Кюртом, оформлять спектакль "Продавец птиц".

Первый акт - это сосновый лес с высоким горизонтом, с водопадом и домиками, коттеджами.

Задник был расстелен для его величества в "голубом фойе" , которое находилось рядом со зрительным залом. Зритель полмесяца теснился внизу около буфета и на лестничной клетке, но не мог погулять во время антракта в этом фойе.

Эскизы сделаны академически точно и сбодрены пастелью.

Сам Ушин - график, его работы - иллюстрации к "1000 и одной ночи".

Задник прорисовывал я долго. Кюрт готовил палитру и в центре написал квадрат красками, для чего, даже сейчас я не понимаю. Написал он его хорошо, видимо для меня. Сам занялся организационной работой по спектаклю.

Я рисую сосны, не очень много, густой лес выше в гору, они становятся меньше и меньше, рисую по методу координат.
Наслаждаюсь красотой эскиза академика.

Пришел Ушин и сказал: "Колюша, не майтесь, рисунок неправильный, хаос". Вот новость, думаю, не маюсь, а стараюсь.

А он стал объяснять, что, где, и зачем, и как у него все построено в эскизе, строго по методу перспективы.

Только он стер линии и точку схода.
Вот у него проходит линия перспективы, вот точка, где какая должна быть сосна, и все сосны на этой линии должны быть одной и той же высоты.

Вот вторая сосна - меньше, и все сосны на этой линии должны быть такими же.

Все ясно. Эту перспективу мы проходили в техникуме. Я с ней знаком, хорошо знаю, но никто до этого из художников, которых я знал ранее, ею не пользовался. Им не приходилось, да они и сами не исполняли на задниках больших размеров.

Легко и просто стало исправлять рисунок по методу перспективы, не пользуясь координатами, и все встало на свое место.

Остальное мы написали с Кюртом, как могли, по эскизу.

Ушин посмотрел и попросил замыть. Кюрт не понял, и послал мальчика Овчинникова за ведром воды, замывать.

Но Ушин возразил, нет, не ученик, сами замывайте, не нарушая рисунок, так легко, чтобы было пастельно, как в эскизе.

До нас дошло. Мы легко водой смягчили задник.

На следующий день он попросил кистулечку и стал прорабатывать все детали.

Пришел директор Васильев, долго смотрел на работу и сказал: "Николай Алексеевич, вы стали уже засушивать задник, грибов только не хватает". Здесь я понял, как и где можно применять знания перспективного построения и что такое засушить живопись.

Ушин не любил никакой бутафории на сцене, особенно скульптуры.
Фаянс и мрамор не изобразить лепкой из бумаги, все это будет не эстетично. А написать еще можно под фаянс и мрамор, и он делал это очень просто.

На фанере академически точно рисовал античные фигуры, например, "Диана с козочкой" и другие, их в спектакле было очень много. Затем просил аккуратно выпилить фигуры, не нарушая его контурных линий, потом просил закрасить немного грязноватым мелом. На тонированном фоне прорисовывал блики, тени, строго там где они должны быть, и фигуры из зала выглядели как мраморные.

Так же рисовал балясины, сперва идеальный рисунок и точный блик на тонированную поверхность, тоже строго в норме, не светлее и не темнее.

Балясина, покрытая даже без теней, становилась кругла, и никто из зала даже не догадывался, что на самом деле она плоская.
Это у него получалось бесподобно.

Сам он говорил, что декорации зритель должен чувствовать, что они написаны, написаны художником.

Он любил оформлять музыкальные спектакли. Без музыки он не мог работать. Когда ему предложили оформить спектакль "Человек с ружьем", он отказался, так как сложно сделать коридор Смольного.

Еще оформлял я с ним спектакли "Фиалка Монмарта", "Последний чардаш". Все декорации писанные, легкие, красивые.

Когда в музкомедию поступил работать художник Дубровин, и стал главным, Кюрт был потрясен и запил.
Пил и до этого, но так как он был необходим, его закрывали в театре, всеми путями старались, чтобы он не напивался.

Работал он с основания театра, любим он был, действительно любим.
Но довел себя до того, что больше ничего не мог делать. На этом все кончилось, уехал он в Иваново-Вознесенск."

Продолжение следует...

Справка

Кюрт А. А. - художник сцены, работал в театре Свердловской музкомедии с момента основания театра, с 1933 года по 1937 год.

Ушин Н. А. (1898-1942 гг.) - театральный художник и книжный график.
В Свердловской музкомедии оформлено им 3 спектакля в 1936-37 гг.: "Последний чардаш", "Фиалка Монмартра", "Продавец птиц".
Создавал экслибрисы и литографии.
(Ранее у меня была статья об экслибрисах).
В 1937 г. за художественное оформление восьмитомника "Сказки 1000 и одна ночь" получил золотую медаль на Парижской выставке, среди его известных работ оформление книги в 1928 г. "Путешествие Лемюэля Гулливера".
Ушин Н. А. умер от голода в блокадном Ленинграде в 1942 г, похоронен на Пискаревском кладбище.

Дубровин А. В. (1889-1973 гг.) - с 1936 по 1948 г. главный художник Свердловской музкомедии.

Высоцкий Э. А. (1907-1948 гг.) - актер оперы и оперетты, обладающий прекрасным вокалом, баритон. Приехал в Свердловск в 1935 г. С 1935-1944 гг - режиссер и художественный руководитесь Свердловской музкомедии.

Послесловие

К данной части рукописи в архиве нашла только 1 эскиз к спектаклю "Чарито", опубликован выше.

Но, вот в домашней библиотеке есть 4 книги из сборника сказок "1000 и одна ночь", книги изданы в 1986 г., иллюстрации к ней Н. А. Ушина, хочу показать вам некоторые из них:

Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о Синдбаде-мореходе", "Рассказ о третьем путешествии". Фото автора из книги.
Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о Синдбаде-мореходе", "Рассказ о третьем путешествии". Фото автора из книги.

Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Рассказы о животных и птицах", "Рассказ о ткаче и фокуснике". Фото автора из книги.
Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Рассказы о животных и птицах", "Рассказ о ткаче и фокуснике". Фото автора из книги.

Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Повесть об Ардешире и Хайят ан-Нуфус". Фото автора из книги.
Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Повесть об Ардешире и Хайят ан-Нуфус". Фото автора из книги.

Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о Нур ад-Дине и Мариам-кушачнице". Фото автора из книги.
Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о Нур ад-Дине и Мариам-кушачнице". Фото автора из книги.

Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Повесть о царе Шахрамане, сыне его Камар аз-Замане и царевне Будур". Фото автора из книги.
Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Повесть о царе Шахрамане, сыне его Камар аз-Замане и царевне Будур". Фото автора из книги.

Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о рыбаке Халифе". Фото автора из книги.
Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о рыбаке Халифе". Фото автора из книги.

Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о горбуне", "Рассказ врача-еврея". Фото автора из книги.
Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о горбуне", "Рассказ врача-еврея". Фото автора из книги.

Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о горбуне", "Рассказ о втором брате цирюльника". Фото автора из книги.
Художник Ушин Н. А., иллюстрация к сказкам "Тысяча и одна ночь", "Сказка о горбуне", "Рассказ о втором брате цирюльника". Фото автора из книги.

Иллюстрации из этих книг показала лишь частично, в каждой из этих книг их размещено очень много, в одной только около 100 иллюстраций...

Благодарю за просмотр!

Если вам было интересно, прошу поддержать канал лайками, комментариями и подпиской.
Ваша активность очень поможет развитию канала.

Ранее выпущенные статьи, посвященные памяти деда, его рукопись, предыдущие части, можно посмотреть в подборках:
Памяти близких посвящается
Дедушкина рукопись