Существует легенда, в которой говорится как Чэнь Хуншоу, будучи в гостях у некого чиновника, обратил внимание на свежевыкрашенную стену. Он тут же взял в руки кисть и нарисовал портрет Гуань Юя в полный рост – один из главных героев знаменитого романа «Троецарствие». Рисунок был высотой метра два, одной рукой великий воин поглаживал бороду, во второй сжимал роман «Весна-осень». Все, кто находился рядом были потрясены мастерством художника и выразили ему свое почтение.
«Обычная история» - скажите вы, и были бы правы, если бы не одно «но» …художнику было всего четыре года. Правда это или нет, кто знает? Во всяком случае известно, что Чэнь Хуншоу начал рисовать в самом юном возрасте и в свое время был прежде всего известен как выдающийся портретист.
Чэнь Хуншоу (1598-1652) жил в поздний период правления династии Мин и в самом начале династии Цин. Его отец умер, когда Хуншоу было всего девять лет, и воспитанием занялся дядя. И так как мальчик проявил интерес к живописи, дядя стал нанимать ему в обучение художников.
К двадцати годам, имея за плечами немало картин, он увлекся каллиграфией и поэзией… и вином. Любовь к вину будет прослеживаться на протяжении всей его жизни.
Когда художнику было двадцать восемь лет, он создал серию из сорока гравюр по дереву к роману «Речные заводи». Копии быстро разошлись по всему Китаю, так что будущим поколениям художников, писавших «благородных разбойников» из романа, было трудно выйти из уже созданных Чэнь Хуншоу образов.
В древних документах встречаются записи о том, что несколько гравюр из этой серии попали к японскому Императору и он был настолько удивлен увиденным, что щедро наградил дарящего. Правда потом выяснилось, что это были копии другого мастера, но это уже неважно, свое влияние на развитие японского искусства укиё-э они всё же оказали.
Так же Чэнь Хуншоу создал еще несколько серий гравюр к разным литературным произведениям такие как сборник стихов «Девять песен», роман «Путешествие на Запад» и другие.
Мастерство Чэнь Хуншоу растет, и он получает разрешение на посещения императорской Академии. у него появляется уникальная возможность изучать шедевры китайского искусства. А чуть позже, когда его слава и популярность в Поднебесной достигают пика, его приглашают на работу в Академию. К этому моменту его считают одним из лучших мастеров рисунка в Китае и называют «мастером Юга».
И всё бы было хорошо, но в Китай вторглись маньчжурские войска и стали покорять один за другим китайские города, и в 1644 году был взят Пекин, а последний минский император Чунчжэнь наложил на себя руки, повесившись на дереве в императорском саду. Эти события так поразили Чэнь Хуншоу, что он, как говорили современники, «дико рыдал» и заливал свое горе вином, его даже принимали за сумасшедшего.
Художник все же продолжил работать в Академии, но сотрудничать с новой властью отказался наотрез и в конце концов, в состоянии глубокого отчаяния, он стрижется в монахи, сменяет имя на Лао Лянь и уединяется в горах. Впрочем, надолго его не хватило, и несостоявшийся монах возвращается домой. С тех пор он, как свободный художник. живёт продажей своих работ.
Умер Чэнь Хуншоу в 1652 году (девятый год правления Шуньчжи династии Цин), просто сел на кровати, произнес имя Будды и умер. Было ему тогда 55 лет.
В настоящее время Чэнь Хуншоу считается одним из самых выдающихся китайских художников. Он работал в разных жанрах, всё у него получалось хорошо: пейзажи, цветы и птицы, портреты и т.д.