Молодой, как солнце в этом районе, жизнестойкий как подсолнечник , он приехал в здешние края в поиске направляющей оси или мессии.
"Жёлтый "период. Эмоционально неуравновешенный , он жил в доме цвета свежего сливочного масла , с зелёными ставнями , на лобном месте залитой солнцем площади . За домом сад с платанами , лавровым деревом, розами и акацией, где он мог дышать, думать, писать.
Жёлтый разных оттенков преобладает и в изображении сбора урожая , за окном его спальни, ложится фоном в портрете мадам Ginoux в арлезианском черном платье с белым отложным воротничком и ее раскрытой книге , отливает в ярких звёздах над рекой Рона , в перекрытиях моста Langlois и его кирпичной кладке . "Странно "выглядит навес кафе на Площади Форума . Тот же золотистый жёлтый , но с металлическим отливом . И жёлто- оранжево- красный в букете знаменитых 14 подсолнечников.
Арль великого Ван Гога . Художник искал теплых красок для проб письма. Не знал он , что Прованс - это не только удовольствие . Затяжные дни трамонтана , когда ветер сносит крыши и невозможно выйти на улицу . Или устрашающий зной. Когда от палящих лучей теряешь сознание и входишь в бредовый транс.
Всё это нашло отражение в ощущениях художника , прожившего в Арле короткий период , с февраля 1888 года до марта 1890.
Счастье обладать картинами арльского периода выпало музеям Kröller - Müller, Rijrmuseum Vincent Van Gogh , Winterthur Óscar Reinhardt Switzerland , Musee d'Orsay París, The Metropolitan Museum of Art NYC.
Не могу засвидетельствовать , если Ван Гога привлекал только южный климат и ароматы Прованса , но думаю , что при выборе места проживания художник учитывал и исторические факты .
Ведь Арль в древнем мире был второй столицей Римской империи . А ещё раньше...
В результате наводнения два потока унесли русла реки и островки. Так возникли скалистые мысы: острова Горд, Кастелла, Монмайор, Арль.
Всю эту разнообразную "круговерть " в конце неолита облюбовали организованные племя лигуров - кочевников , воинов и охотников .
Приглянулись эти места и финикийским мореплавателям . Ловкие торговцы , они организовали конторы , предназначенные для рабов и кораблей на скалах Горд.
Стратегическое расположение Арля не осталось незамеченным и греками , которые появились в районе в 8 веке до н.э. Они же на славу потрудились , основывая Марсель и открывая торговую контору в Арле.
Дальше - больше. Кельты создают здесь оборонительную базу и называют её Аr Laut - место болот.
В мой приезд в этот замечательный древний город таковых я не обнаружила. Зато с восторгом созерцала великое наследие Римской империи .
В военных действиях между Massalia Pompeis побеждает Julius Caesar . Последний осаждает город . Он же занимается и созидательной деятельностью : в 47 году до р.х. основывает колонию и передаёт её ветеранам Легиона .
Воинственный Arelate познаёт три значимых периода: эпоху Augustus , Antonin, Constantin.
И становится .... столицей . Второй, но воистину прекрасной.
Город украшает себя шедеврами градостроения: Амфитеатром , Театром, Форумом , Аквадуктом , Триумфальной аркой и Термами .
Соединительные пути способствуют развитию на обоих берегах реки . В период расцвета здесь чеканят монету.
С высоты птичьего полёта , на фоне синих вод реки Рона выделяются две доминанты. Меж красных черепичных крыш старого города возникают " чаши" Арены и Театра.
Невозможно представить как 2000 лет назад, не имея современной техники и приборов , люди возводили такие сложные конструкции и с такой точностью.
Арена в форме эллипса, с большой осью в 136 и малой в 107 метров , построена в 1 в. после р.х., вмещала 30.000 зрителей. Предназначалась для кровавых игр , сражений хищных зверей и гладиаторов . Для некоторых спектаклей сцену поднимали почти на высоту подиума- за счёт сцены , несущая конструкция которой опиралась на специальные выемки . Их можно сегодня ещё лицезреть .
Римляне были точны и образованы . В этом можно убедиться на примере Амфитеатра. Разумное расположение коридоров позволяло в считанные минуты эвакуировать зрителей .
Подвалы были тоже задействованы . В них хранили технику и хищников в клетках .
Свою незаменимую роль Арена сыграла во время нашествий варваров. Её укрепили , но она сильно пострадала и дала вторую жизнь городу. Материал Арены использовали для восстановления Арля . До наших дней сохранились 2 ряда по шестьдесят аркад . К сожалению , верхний чердак исчез. С последних рядов Арены можно было лицезреть реку, район Camarque, Альпы.
Полное представление об архитектуре шедевра можно получить в стенах Музея античного Арля . Это ультрасовременное здание располагает уникальными экспонатами и макетами, в том числе бесценными саркофагами Alyscamps.
Представьте себе город в городе.
Древний Некрополь , возведённый греками и римлянами. Это самый значимый ансамбль в Западном мире. Здесь начиная с 4 века хоронили святых. Размер Некрополя был таким же как город. На пути его исторического следования вдоль центральной дороги были построены 19 церквей и капелл.
Разнообразие мраморных саркофагов и скульптур сделало этот "город мертвых " - несравненным !
Почему именно здесь старались захоронить? Легенда поддерживала привлекательность места .
Сказано, что Святой Трофим осветил место и Иисус явился во время торжества , оставив на камне отпечаток своего колена .
Древние жители отдавали своих мертвецов реке Рона с клещом для могильщиков, которые ловили их на мосту Тринкеталь и хоронили в Alyscamps . Коллекция саркофагов Некрополя считается лучшей в мире: саркофаг" Охоты " с декоративными фигурами оленей, сценами охоты на кабана, саркофаг " Адам и Ева представление Богу Отцу" , "Чудеса Иисуса ".
В 12 веке останки святого Трофима перенесли в церковь Сент - Этьен , Alyscamps потеряли свой престиж и были заброшены .
Мародёрство и столетия разрушений сыграли свою отрицательную роль и сегодня от этого грандиозного Некрополя осталась только длинная улица из саркофагов .
В Музее античного Арля натолкнулась на ещё один макет выдающегося здания периода Римской империи . Древний Театр. Он и сегодня во всей своей красе стоит на холме . Полукруг рядов сидений , выходящий на западную сторону , имеет длину 103 метра по самой длинной оси.
Это самый старый памятник в Арле . Театр начал строить Аугустус , а закончил Антонин .
Роскошь здания можно представить благодаря музейному экспонату .
Оно было окружено стеной с тремя аркадными этажами , увенчивающимися в башне Роланда . Ряды сидений были образованы 33 рядами на сводах, опирающихся на навесную стену.
Розовая брусчатка оркестра , по которой двигались античные хоры сохранилась до наших дней .
Огромная сцена , украшенная статуями , нишами и фризами , смыкала полукруг.
Костюмированные праздники Арля дали второй шанс античному Театру , чтобы его былая слава не померкла, не растворилась в исторической канве.
Арль невероятно живуч. Вдоль первых стен , возведенных в период правления колонией Августом, шумно раскидывается недельный рынок. Такое впечатление, что город , подвергавшийся в пятом веке осаде варваров , "стряхнул" былую пыль и перенёсся во времени. Громкий южный речевой "перезвон ".
Король вестготов Теодорих восстановил город и перестроил стартовую стену . Да вот ненадолго. В восьмом и девятом веках сарацины и норманны с жестокостью "косили "всё подряд.
Арль стоически пережил падение Римской империи , вторжения бургундцев, франков , варварских орд, эпидемии .
В глубоком упадке, в 855 году, возникло королевство Прованс.
В этой связи необходимо упомянуть Площадь Республики , где сосредоточены уникальные памятники. Мэрия со статуей Марса, Обелиск египетского типа , стоящий посреди фонтана , на месте древнего цирка и...церковь Святого Трофима . Построена на месте бывшей каролингской Базилики . Эту выдающуюся церковь прославили 2 события : венчание Кайзера Фридриха Барбароссы в 1178 году и брак Иоланды Арагонской с Людовиком II Анжуйским в 1389 году. А вот монастырь Святого Трофима - самый известный в Южной Франции - знаменит его обитателями . Монастырь удивительный с точки зрения стиля : имеет 4 ассиметричные галереи в провансальско- романском стиле. Монахи - августинцы были авторами реконструкции страны после варварских нашествий . Они помогали бедным и больным, лечили раненых. Их объединяли молитвы и медитации ...
Я как вкопанная стояла перед огромным панно , в одном очень известном кафе - brasserie, закинув голову и наслаждаясь автопортретом Ван Гога. Гарсону ресторана не терпелось принять заказ на десерт и " ускакать" на кухню. Мой восторженный взгляд он адресовал к изящному холодильнику - горке с бесконечными вариантами французских сыров. Иногда бывает трудно из этой "гурманной" массы выбрать только полагающиеся мне три.
Однако гарсон не угадал - у меня были две нерешаемые быстрым способом задачи - выбрать сыр и рассмотреть портрет художника во всю ширину заведения .
Казалось , что Ван Гог посмеивался над моей нерешительностью.
Вкусный обед и визит в древний город подходили к концу. Оба этих
мероприятия не разочаровали. Рона спокойно несла свои синие воды вдоль городских берегов , отражая в них историческую мудрость.
Юлия Семибратская Волгина
Арль, Прованс, Франция
Апрель 2019