«И ничто души не потревожит,
И ничто её не бросит в дрожь...»
Сергей Есенин… Сказать о нём, что это был знаменитый русский поэт, значит не сказать почти ничего. Жизнь Есенина – короткая и яркая. Смерть Есенина – страшная и загадочная. Поэзия Есенина, изученная литературоведами вдоль и поперек, но, возможно, еще до конца не понятая. Его творчество всё время пытаются втиснуть в рамки «русской избы и русского поля». Да, тема Родины являлась основной в творчестве поэта, основной, но далеко не единственной. У Есенина потрясающая любовная лирика. И одно из своих самых лучших стихотворений Есенин написал за две недели до смерти 4 декабря 1925 года - «Ты меня не любишь, не жалеешь…». Это необыкновенное стихотворение, в котором поэт выплеснул всё своё одиночество, разочарование в любви, несбыточность надежд и то состояние, которое называют «неприкаянностью».
Сергей Есенин был трижды официально женат, были у него любовные связи и с другими женщинами. Женщины всегда были вокруг Есенина. Так почему в тот холодный декабрь 1925 года, после разрыва с женой Софьей Толстой, он остаётся совсем один. Почему всё бросает в Москве и уезжает в Петроград (простите, тогда уже Ленинград). Есенину словно хочется вырваться из душащего его настоящего и вернуться во времена своей юности. Он снимает номер в гостинице «Англетер» (ныне «Астория») и все дни проводит, встречаясь со своими старыми приятелями, поэтами, литераторами. В весёлых застольях наверняка участвуют и женщины. Обращение к одной из них и составляет текст стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь…».
Совсем не обязательно, что девушка была проституткой, как утверждают многие исследователи творчества поэта. Да, Есенин обращается к ней:
«Расскажи мне,
скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь?
Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня».
Но поэт нигде не намекает даже, что она продавала свою любовь за деньги. В двадцатые годы в Советской России ещё сильны были послереволюционные течения, в том числе – теория свободной любви. И девушки, особенно в кругах людей творческих – поэтов, певцов, - с такой же легкостью меняли мужчин, как и мужчины меняли дам. И вряд ли поэт стал бы просить проститутку:
«Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани».
Ведь она только выполняет работу. Нет, дама, сидящая на коленях поэта, – это скорее женщина-вамп, эдакая покорительница мужских сердец, в чьих объятиях поэт пытался забыть свою боль и одиночество. Но не получилось. Он чувствует холод и равнодушие дамы, понимает, что и его мысли уносятся в прошлое:
«Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о нём другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом».
И последняя мысль, которая вспыхивает в голове Есенина, отрезвляет его, она звучит как приговор, как прощание:
«И ничто души не потревожит,
И ничто её не бросит в дрожь,—
Кто любил,
уж тот любить не может,
Кто сгорел,
того не подожжёшь».
Стихотворению почти сто лет. Но разве тема любви может устареть. И песня, которую написал и исполнил Андрей Петров, получилась классная! Но о песне не нужно говорить, её нужно послушать. Песня входит в состав альбома Андрея Петрова «Флейта-позвоночник».