Например, о самой маленькой в мире, всего 40-метровой атомной лодке NR1, катавшейся по дну на вот таких колёсах:
Но до неё мы ещё доберёмся, а пока обратимся к самой первой и наиболее засветившейся - USS Halibut (Палтус). Подводные лодки и вообще-то стараются действовать как можно более скрытно, что же говорить тогда о разведывательных, выполняющих различные специальные операции, которые американцы зашифровывали скромным эвфемизмом 'Underwater Engineering'?
Однако кое-что всё-таки известно. USS Halibut изначально проектировалась как дизель-электрическая лодка для спецопераций, но потом планы поменялись, её снабдили ядерным реактором и перепрофилировали в ракетную. Она предназначалась для запуска крылатых ракет "Регулус" с атомными боеголовками, само собой, из надводного положения. В носовой части располагался водонепроницаемый ангар, где хранились ракеты, которые с помощью гидравлических механизмов могли устанавливаться на пусковую рампу.
Вошла в состав флота 4 января 1960 года
Так выглядела лодка:
Ракета на пусковой в момент какого-то торжественного мероприятия:
Старт:
Однако прогресс двигался семимильными шагами, появились баллистические ракеты "Поларис", которые можно было запускать из-под воды и "Регулус", как и его носители, стал неактуален. Но не пропадать же добру, и тут вспомнили о первоначальных планах. В августе 1968 года началась её модернизация.
Ангар, где ранее хранились ракеты претерпел наибольшие изменения
Теперь он стал называться "Пещера летучих мышей", где жили и работали даже в американском тексте поставленные в кавычки "учёные". Непосвящённым членам команды не то что появляться, но даже и знать, чем там занимаются было запрещено. Вот эта часть лодки после переоборудования:
Мощнейший по тем временам компьютер, возможность запуска буксируемого подводного аппарата, масса видео- и фотографического оборудования. Лодка получила подруливающие устройства, позволявшие добиваться точнейшего позиционирования, в носу и корме бетонные грибовидные якоря, специальные салазки под днищем и много ещё чего.
Над кормовым торпедным отсеком располагался по внешнему виду глубоководный спасательный аппарат
Но и это был обман. На самом деле это была неотделяемая камера, где водолазы могли жить по нескольку суток под внешним давлением, не проходя каждый раз после возвращения с задания декомпрессии
На рисунке они возятся с так называемым ТАР - электронным подслушивающим устройством, которое могло устанавливаться у подводных кабелей связи и записывать переговоры:
"Палтус" устанавливал их на советских военных кабелях между Камчаткой и Владивостоком. Наши не могли предполагать о возможности такого и разговоры не шифровались. Причём компьютерная программа могла различать служебные разговоры от болтовни на отвлечённые темы и не записывать её, экономя память. Когда накопители заполнялись, происходила замена ТАР на новый. Это длилось достаточное количество лет, пока наконец не было обнаружено.
Другой ставшей известной нынче операцией было обнаружение нашей затонувшей ракетной подводной лодки "К-129". По этим данным была проведена специальная операция американского флота по подъёму её обломков, которую я описывал в статье: Могла ли канистра советского спирта нанести США многомиллионные убытки 2,13 млн. показов в ленте.
Кроме того, лодка отыскивала и подбирала упавшие в море советские и китайские ракеты, а что там ещё за её душой - засекречено и поныне.
Была выведена из состава ВМС США 30 июня 1976 года и в том же году вошла в состав резервного флота на базе подводных лодок Кейпорт/Бангор. 30 апреля 1986 года лодка была вычеркнута из Военно-морского регистра и утилизована 9 сентября 1994 года.
Но свято место пусто не бывает. USS Seawolf (SSN-575) была второй атомной лодкой в мире и уже резко отличалась от первенца, "Наутилуса", поскольку на ней впервые был установлен реактор с жидкометаллическим натриевым охлаждением (также известным как жидкометаллический реактор на быстрых нейтронах (LMFR).
Она вошла в строй в разгар холодной войны 30 марта 1957 года.
Как оказалось, натрий, используемый для охлаждения ее реакторов, разъел нержавеющую сталь 347 , используемую в пароперегревателях, поэтому их пришлось исключить из схемы, а это означало, что лодка могла работать только на 80% мощности. Хотя этого оказалось достаточно для двухмесячного плавания на 13 700 морских миль, что было немыслимо для обычной подводной лодки, всё же было решено, что лучше всего использовать водо-водяные реакторы, и поэтому Seawolf была модернизирована. Установили стандартный S2Wa PWR в 1958-60 гг.
Она была построена как боевая ударная подводная лодка с шестью 533- мм торпедными аппаратами с мощным, хотя и уродливым, пассивным гидролокатором BQR-4. Seawolf служила в этом качестве до 1971 года, когда она вошла в сухой док военно-морской верфи Мэр-Айленд для преобразования в «платформу специального проекта» - другой термин, которым обозначают специально оборудованные шпионские подводные лодки.
Однако, в отличие от Halibut, у нее не было ракетного ангара для установки компьютера и дополнительного оборудования, поэтому ее удлинили вперед от ограждения выдвижных устройств, чтобы разместить дополнительный «гражданский» экипаж, гидроакустические приборы (гидролокатор переменной глубины плюс камеры, буксируемые под подводной лодкой) и герметичную камеру для дайверов.
Добавление новой секции:
С 1975 года Seawolf присоединился к Halibut при выполнении операций IVY BELLS в глубине Охотского моря на тихоокеанском побережье России.
Где ещё он шнырял и чем занимался, практически неизвестно.
Дальше интереснейшая история. "Отец атомного флота" адмирал Риковер формально командовал этими атомными подводными лодками, но к результатам их деятельности Военно-морская разведка и ЦРУ не допускали даже его. Это было нестерпимо и он решил заиметь собственную атомную шпионскую подлодку.
К работе был привлечён модифицировавший Halibut Джон П. Крэйвен. На снимке он справа, Риковер слева:
Лодка могла работать на глубине до 724 метров, поэтому ни о каких водолазах речь не шла, их заменили манипуляторы. Лодка прикрывалась легендой поисково-спасательного аппарата, поэтому называлась NR-1 и окрашивалась в соответствующие цвета
Спуск субмарины на воду состоялся 25 января 1969 года (закладка — 1967 год).
Две лодки, хотя и очень разные, но, как пишут американцы, "сдирали шкуру с одного и того же кота". Однако им так и не суждено было встретиться, потому что «Халибат» действовал под командованием военно-морской разведки на западном побережье, а NR1 — под руководством Риковера на восточном.
Водоизмещение: 365 тонн в надводном, 393 тонны в подводном положении
Длина: 40 метров (позднее немного удлинена)
Ширина: 3,8 метра
Скорость: 4,5 узла в надводном положении, 3,5 узла в подводном положении
Рабочая глубина: 724 метра, предельная около 900
Экипаж : 7 (2 офицера, 3 рядовых и 2 ученых), но мог увеличиваться до 11
Автономность: примерно 1 месяц
Ее колеса, установленные тандемом вдоль киля, выглядели как грузовые шины Goodyear. Это работало, и NR1 мог с нулевой дистанции обыскать морское дно с помощью мощных прожекторов, чтобы найти остатки советских ракет. Член экипажа лежал на животе на дне корабля и смотрел через маленькие иллюминаторы, из которых открывался вид на морское дно. Как только он находил что-то интересное, это можно было извлечь с помощью гидравлического захвата и поместить в выдвижную клетку для находок. Члены экипажа были отобраны из числа лучших выпускников элитной школы атомной энергетики ВМФ, где прошли обучение все офицеры и инженеры подводных лодок. В посту управления:
Риковер настаивал на том, чтобы вся команда была такими выпускниками, так как это гарантировало, что все они были из его мира. Несмотря на огромную степень секретности, на борту находились гражданские инженеры оборонных подрядчиков, чтобы ухаживать за компьютером Mk-XV. Кстати, такое не было чем-то необычным и продолжается и сегодня на подводных лодках.
Атомная силовая установка была чудом миниатюризации и упрощения. Когда мы думаем о ядерных реакторах, мы думаем об огромной выходной мощности, но реактор NR-1 был крошечным и по размерам сравнимым с дизельным двигателем. В целях экономии веса свинцовая защита, которая обычно окружает ядерный реактор, была ограничена носовой переборкой, защищавшей экипаж.
Во время секретных миссий её рубка могла окрашиваться в чёрный цвет. Что точно известно, так это то, что в октябре 1976 года NR-1 использовался для обнаружения и подъема истребителя F-14 Tomcat ВМС США, который скатился с палубы авианосца USS John F. Kennedy (CVN-76). Самолет находился на глубине 600 метров. Она также участвовала в исследованиях морского дна при расследовании катастрофы космического корабля "Челленджер" в 1986 году.
Со временем лодка получила прозвище Nerwin и служила верой и правдой на протяжении практически 40 лет.
На снимке NR-1, прибывающей в Гротон, штат Коннектикут 23 июля 2009 года из своей последней миссии по поиску останков военного парусника Bonhomme Richard
Детали NR-1 на выставке в Библиотеке и музее подводных лодок в Гротоне, Коннектикут
Продолжение :
..................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: