3,8K подписчиков

Почему ребёнок не хочет идти в школу? Объясняет психолог

2,5K прочитали

Почти все дошколята мечтают стать школьниками и почти все первоклассники ходят на уроки с энтузиазмом. Но потом что-то меняется, и вот уже ребёнок готов симулировать воспаление хитрости, лишь бы не отправляться утром на занятия. Почему дети не хотят идти в школу и теряют интерес к учёбе? Психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart (от Skyeng) Анастасия Екушевская объясняет причины такого поведения и отмечает, что лени среди них нет.

Почти все дошколята мечтают стать школьниками и почти все первоклассники ходят на уроки с энтузиазмом.

«Как заставить ребёнка учиться, если он совсем не любит школу?» — детские психологи слышат такой вопрос очень часто. Беспокойство мам и пап можно понять, но в самом этом вопросе кроется ключевая ошибка. Родители именно заставляют детей заниматься ― а дети, особенно подростки, предсказуемо сопротивляются, скандалят и хлопают дверями.

Если это ваш случай, то постарайтесь не забывать, что у ребёнка, даже у совсем маленького, есть свободная воля, желания и склонности. Ребёнок может предпочитать определённый метод обучения, иметь свои уникальные интересы и способности. Но школа не всегда учитывает это. Школу, впрочем, тоже можно понять ― 30 учеников в классе, 5 классов в параллели, нельзя же для каждого разработать уникальную программу. Однако проблему это не снимает ― нередко детей обучают методами, которые совсем им не подходят. Детям скучно и непонятно, зачем вообще зубрить эти формулы и правила.

На этом месте некоторые могут возразить ― не всё же должно быть весельем и развлечением, учёба на то и учёба, чтобы быть серьёзной и трудной. Но это не совсем так.

Взрослые часто мотивированы к обучению, так как понимают его ценность для достижения своих целей. Они знают зачем тратить свободные вечера на учебники, курсы и вебинары ― чтобы повысить квалификацию, найти новую интересную работу, начать больше зарабатывать, уехать жить за границу, да хотя бы похвастаться своими умениями перед друзьями. А вот детям это вовсе не очевидно. Будущая взрослая жизнь, где им пригодятся десятичные дроби, квантовые явления и обособление сравнительных оборотов, кажется невыразимо далёкой. А «домашку» надо делать прямо сейчас.

Детей часто обучают, используя запугивание плохими оценками, наказаниями и отсутствием перспектив в будущем. Но на долгой дистанции негативная мотивация работает плохо. Заметив, что его наказывают за плохие оценки, ребёнок начнёт избегать школы вообще. Какой интерес идти туда, если в результате всё равно получишь нагоняй? Проще прогулять.

Гораздо эффективнее ― хотя и сложнее ― создать мотивацию на основе любопытства, интереса к занятиям и амбиций ребёнка. Детям нужны мгновенные результаты их усилий. Прошёл тему по физике ― и тут же применил полученные знания на практике, сделав зарядку для телефона из батарейки и скрепки. Можно задействовать и необходимость в одобрении и признании, которая так ярко выражена у подростков. Например, показать, что английский пригодится, чтобы вести свой блог или смотреть иностранных блогеров, свободно общаться в путешествиях, спорить на острые темы и вообще нарабатывать популярность. С детьми помладше отлично работает игровой подход ― им интересно разыгрывать, разгадывать загадки и головоломки. А вот от однотипных упражнений и самостоятельной работы они быстро теряют учебное рвение.

Возможно, поэтому детям, даже самым маленьким, так нравится заниматься с преподавателями на индивидуальных занятиях онлайн. В таком формате гораздо проще найти контакт и придумать креативные и веселые способы получения знаний. Для родителей польза в том, что дети при этом учатся без капризов. На онлайн платформе много интерактива, фильмов, мультиков, викторин и квестов. Ведь так намного интереснее учиться, чем, например, по очереди читать текст всем классом по одному предложению.

Слаймы: математика (от Skysmart)
Слаймы: математика (от Skysmart)

Конечно, проблемы с учёбой могут возникать не только из-за неудачных методов обучения, но и из-за сложных отношений с одноклассниками или конфликта с учителем. Если ребёнок всегда учился хорошо и вдруг резко разлюбил школу, нужно прежде всего обсудить с ним эту ситуацию, узнать, что происходит, прислушаться к его мнению и оказать поддержку. Прилежный хорошист вряд ли может обернуться ленивым двоечником просто так.

Возможно, он перессорился с одноклассниками или даже подвергся буллингу. Может быть проблема в одном из преподавателей. При этом сами учителя не всегда знают, что кто-то из учеников на них обижен, они могут считать, что всё нормально. Кроме того, причина может быть в повышенном уровне стресса. При этом, источником стресса могут стать и ситуации, которые не связаны со школой: ссоры в семье, переезд, неуверенность в себе и так далее.

Как бы там ни было, ребёнку важно знать, что родители не станут его ругать и пугать карьерой дворника, не сочтут лентяем и вруном, а выслушают и деликатно помогут найти решение.