Найти тему
Витуша

Что имеем не храним, потерявши плачем

Всегда ли совпадают желания близких людей? Что важнее - желания близкого человека или свои собственные? Возможно ли прийти к компромиссу, если люди такие разные или кто-то всегда должен в браке уступать другому?

Каждый по своему отвечает на эти жизненные вопросы, а вот героиня фильма "Время желаний"(фильм снят в 1984 году режиссёром Юлием Райзманом) определенно сделала выбор в свою пользу, поставив на первое место свои желания и по сути "загнав" своего возрастного мужа.

Великолепные актеры Вера Алентова (Светлана) и Анатолий Папанов (Владимир)  исполнили главные роли в  фильме "Время желаний". Вера Алентова так убедительно сыграла обаятельную и циничную Светлану, словно и не игра это вовсе. Говорят, что играть почти ничего не пришлось, такая она по жизни.
Великолепные актеры Вера Алентова (Светлана) и Анатолий Папанов (Владимир) исполнили главные роли в фильме "Время желаний". Вера Алентова так убедительно сыграла обаятельную и циничную Светлану, словно и не игра это вовсе. Говорят, что играть почти ничего не пришлось, такая она по жизни.

Светлана (героиня Веры Алентовой) - женщина беспокойная, очень активная и хочет жить лучше, много лучше других. Может потому, что сама поднималась с самых низов (бывшая косметичка в салоне) и всегда завидовала своим более успешным "подругам". Хотя вряд ли это подруги были, просто нужные люди, которых Светлана умело использовала в своих целях.

Вот Мила, она нужна была Светлане, чтобы познакомиться со статусными мужчинами. Только такого мужа хотела Светлана. Уж не девочка, поди, ей не нужен "рай с милым в шалаше". Пока Мила возила ее по разным санаториям для творческих и обеспеченных, Светлана поддерживала с ней отношениями, когда же все задуманное состоялось - быстренько забыла про нее, вместе с долгом "подруге".

Такой у нее стиль "дружбы" - она отсекает без сожаления ненужные связи и ищет новых перспективных друзей, чтобы устраивать и дальше свою жизнь. А планка ее желаний неуклонно растет.

Владимир - супруг Светланы, скромный и непритязательный, всем доволен, возможно, в силу своего характера, а может быть и возраста (он значительно старше Светланы, вдовец). Но ради любимой женщины во многом "наступает себе на горло". Вот и не выдержал таких резких перемен в своей устоявшейся и размеренной жизни. Конец у фильма трагический, пробирает до слез (признаюсь, я плакала).

В нашем советском кино мало снималось таких картин, тогда была такая установка - не расстраивать советских зрителей печальным концом: они день отработали, хотят отвлечься у экранов ТВ, им завтра опять на работу и лишние переживания ни к чему.

Этот фильм был очень неожиданным и даже шокирующим в 84-ом, потому что в те годы люди еще были продуктами советского воспитания. Я и сама воспринимала Светлану как какое-то чудовище, потому что нас учили, что духовное должно преобладать в человеке, а гнаться за комфортом и материальными благами - это мещанство, недостойное советского гражданина.

Сейчас же этот фильм кажется обыденным, не открывающим ничего нового - мы все живем в век потребительства, и многие в погоне за материальным теряют всякое благоразумие, легко переступая через моральные нормы, перестают считаться с теми, кто находится рядом.

И ценности поменялись, и люди. И вот теперь уже нас учат психологи всех мастей любить прежде всего себя, не наступать на горло "собственной песне". Сейчас не стыдно разрушить семью, предать любимого, если он тебя не обеспечивает должным образом. Такие времена, такие нравы...

Есть у меня одна знакомая, из молодых. Себя она сразу в семье поставила "владычицей морскою", а мужа "золотой рыбкой". Не работает, занимается только собой (ноготки, губки, наряды) да дочкой - воспитывая принцессу, подобную себе. Муж упахивается на работе до позднего вечера, ночью еще на участке порядок наводит (имея приусадебный участок она захотела только газон и цветы, но за всем ухаживает муж). В соцсетях выставляет дорогие подарки от мужа, ставит им сердечки и губки, признается в любви мужу и тут же может заявить, что сразу его бросит, если он не сможет ее обеспечить на должном уровне. Однажды заболел бедолага от перенапряжения и попал в больницу, так она его даже не навещала, отец и чужие люди ходили.

Сегодня героиня Алентовой уже не выглядит чудовищем, она считалась бы деловой женщиной, примером для подражания. Потому что отлично вписывается в современные стандарты успешной личности: точно знает, что хочет, не боится менять сферу деятельности и профессии, она расчётлива, упорна в достижении своих целей, хороший менеджер, умеет выбрать нужный круг общения и выжать из людей максимум пользы.

А за что ее осуждать? Она никогда не говорила, что ищет любовь, она не скрывала, что идет замуж по расчету. И ее муж это прекрасно знал и принимал ее такую, даже восхищался ее характером, потому что сам был непритязательным и безынициативным. Может ему как раз такая женщина и была нужна, в браке часто гармоничные отношения устанавливаются именно между полными противоположностями.

Сильной женщине нужен слабый мужчина?
Витуша9 июня 2023

У Светланы до ее замужества был "любимый" мужчина, вроде и отношения там были бурные, а не сонно-пресные как в этом запоздалом браке. Но она с ним рассталась. На первый взгляд потому, что он выпивал и мог даже руку на нее поднять. А на самом деле, мне кажется, они никогда не были бы вместе потому, что он был ей ровня по силе характера и напористости. Как говорят, "два медведя в одной берлоге не уживутся".

А "нелюбимый" муж был очень покладистым и ведомым, а это именно и нужно было Светлане, чтобы устраивать свою жизнь так, как она хотела. Тем более он был "перспективным" - работал в каком-то министерстве, был чиновником средней руки. Но при такой пробивной жене стал быстро делать карьеру.

Вот только нужно ли это было ему? Такой ритм жизни и постоянный душевный дискомфорт (все таки очень трудно жизнь по чужим лекалам, если душой ты такой стиль жизни не принимаешь) сильно надломил его, фактически убил. Но он-то любил Светлану, поэтому и шел на такую жертву.

А она им пользовалась, правда честно хотела отплатить - играла роль заботливой и благодарной жены: создавала дома уют, показную "домашнюю" атмосферу, семейные обеды, которые заказывала в ресторанах, скромное платьице и милый фартучек на кухне, обязательные расспросы про дела на работе, хотя ей все это было глубоко безразлично.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В финале Светлана, даже когда уже было понятно, что с мужем что-то серьезное, все равно больше обеспокоена тем, чтобы не "уплыла" вожделенная хрустальная люстра из магазина. Она просит по телефону знакомого завмага при умирающем-то муже!!! ее попридержать. Это, конечно, верх цинизма. Но она такая... какая есть.

И только когда случилось непоправимое, она горько рыдает на коленях, словно просит прощение у Владимира. Но поздно... Время желаний прошло, все чего она хотела - она добилась. Может быть в эту скорбную минуту Светлана впервые поняла, что потеряла что-то главное в жизни - любящего и преданного человека, которого не ценила при жизни. И в этот момент героиню действительно жаль, что имеем не храним, потерявши плачем.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.