Всем здравствуйте, на сегодняшний день трудно найти хотя бы одного человека, который не знаком с термином "Запуск речи". А причина тому действительно простая- это выражение на пике популярности, так как ежегодно растет число детей, страдающих из-за речевой дисфункции, а если писать совсем понятными словами, то в мире все больше детей, которые не умеют говорить, да еще и не понимают обращенной речи. О причинах мы регулярно говорим на нашем канале, а сегодня я хочу поделиться с вами информацией о том, кто ввел этот "крутой" термин в логопедии и что он на самом деле значит.
Начну с автора, это известный логопед-дефектолог со стажем в 35 лет, Полякова Марина Анатольевна. Данный педагог регулярно проводит обучающие курсы, семинары для специалистов в области логопедии, рассказывая об особенностях работы с детьми, имеющими: ЗРР, ОНР, аутизм и т.д. Делится методикой постановки и автоматизации звуков у детей старшего дошкольного и школьного возраста. Кроме того, Марина Анатольевна является автором книг по логопедии, которые написаны грамотным и доступным для понимания языком. Совсем недавно была анансирована новинка, с которой я пока не ознакомилась, но если представится возможность, с радостью найду время для чтения и разбора методики. А пока прилагаю фото этой книги.
Мне часто попадались вопросы, все-таки, есть ли разница между терминами "Запуск речи" и "Развитие речи"? По сути, мы говорим об одном и том же процессе- постепенное освоение родного языка и его особенностей. Однако я все же вижу разницу и объясняю это так:
- Запуск речи считаю процессом, который позволяет создать стартовую точку, то есть сформировать у ребенка своего рода "фундамент" будущей красивой речи. И сюда я отношу первые звуки, слоги, простейшие слова, короткие фразы.
- А вот развитие речи - это уже когда "фундамент" или отдельные кирпичики мы превращаем в полноценный дом. Если зачатков речи нет, то и развивать нечего. А когда речь запустилась, то мы работаем над обогащением словарного запаса, над умением использовать предлоги, наречия, местоимения, то есть развиваем лексико-грамматический строй речи.
Теперь расскажу о том, что же такое "Запуск речи", что мы там пытаемся "запустить"?😉 Это не одна какая-то определенная единица, а целый комплекс. Вот представьте себе автомобиль, он поедет, если не будет колес? Нет. А без руля сможет объезжать препятствия и быть безопасным? А без аккумулятора или бензина? Нет, автомобиль- это единая система, и едет он только если внутри все работает исправно. Так и ребенок, человек в целом, он может говорить, когда:
- У него хорошо развито понимание речи ( то есть он понимает значение услышанных слов и фраз)
- Хорошо развиты мышление, логика, память, внимание ( психические функции). Чтобы что-то сказать, сперва нужно подумать, нужно подобрать слово. На эти операции уходят доля секунды, но именно они играют решающую роль. Если мозг пуст, то и говорить ребенку не о чем.
- Хорошо развитый артикуляционный аппарат. Я приводила пример в одной из статей, что развитие органов, ответственных за речь - это как разминка перед шпагатом. На холодные, неразогретые мышцы, вы никогда не сядете в шпагат, так и ребенок, который имеет трудности с воспроизведением звуков и удержанием определенных поз, не сумеет красиво и четко говорить.
- Хорошо развитая мелкая и крупная моторика. Здесь, думаю, останавливаться не нужно? Я много писала о значении активной работы всего тела. Если тело подвластно ребенку, если он способен контролировать свои телодвижения, то это уже 50% успеха.
❗Так вот, запуск речи- это не просто "скажи А", "скажи ки-са", НЕТ. Это работа, при которой мы стараемся включить самые важные рецепторы ребенка: и умение слушать, и умение смотреть, разглядывать важные детали, умение запоминать информацию, действовать по заданным инструкциям взрослого, повторять, многократно повторять действия. Это очень сложно! Причина безречья у детей- НЕ ОДНА И ТА ЖЕ ( даже если диагноз звучит, как "Моторная алалия", то коррекция будет строиться по разным планам, ведь у одного ребенка есть звуки, у другого нет ничего, один ребенок стремится повторять действия за взрослым, а другой ни в какую, один ребенок прекрасно выполняет инструкции, а другому нужна дополнительная мотивация, один ребенок не устает за 20-30 минут, а другой начинает зевать после первого упражнения или задания. Все дети разные, несмотря на схожие диагнозы!)
Поэтому если в каком-то развивающем центре вам с порога заявляют, что знают как запустить речь и тут же предлагают записаться на занятия, то ответ один - У-ХО-ДИ-ТЕ и больше туда не возвращайтесь. Почему? Да потому что специалист должен сперва:
-получить заключение от невролога ( от врача! Логопед- не врач, диагнозы не ставит)
- провести качественную логопедическую диагностику ребенка.
- по возможности подключить педагога-психолога или нейропсихолога, которые также дают свое заключение.
И только когда все это собрано, можно составлять план коррекции и запускать речь.
Запуск речи состоит из следующих частей:
1. Формирование умения слышать и различать разные звуки ( речевые и неречевые шумы)
2. Формирование зрительного восприятия
3. Формирование пространственного мышления
4. Развитие мелкой и крупной моторики в процессе выполнения заданий
5. Развитие органов артикуляционного аппарата
6. Развитие навыков подражания
7. Развитие логики, мышления, внимания, памяти ( интеллект)
8. Работа с гласными звуками: А, О, У, Ы, И, Э
9. Вызов звуков раннего онтогенеза
10. Закрепление звуков и слогов в речи
11. Накопление пассивного и активного словаря
12. Работа над первыми фразами с местоимениями, частицами и глаголами в повелительном наклонении
И т.д. ( все этапы запуска и развития речи будут даны в альбоме по развитию лексико-грамматического строя речи)
Таким образом, если ваш ребенок к годику не произносит ни единого звука, к полутора годам нет ни одного звукоподражания, а к двум- нет ни единого слова, то это серьезные сигналы, говорящие о том, что нужно выявить причину отсутствия речи ( именно тех речевых умений, которые соответствовали бы возрасту вашего ребенка), а только потом искать грамотного специалиста, готового подсказать, как с этой ситуацией справиться.