Найти в Дзене
Учительская

Осторожно, буллинг! Что делать учителю?

Лирическое отступление: Статья про недостатки ФГОС прям зашла моим уважаемым коллегам по «Учительской». Что ж, может я не настолько безнадежный писака. Продолжаю творить для вас и себя! Что бы начать эту статью, мне потребовалось задать себе всего один вопрос: «Как часто учителя подвергаются психологическому давлению в школе?». Исследования показывают ужасный результат – 70 % педагогов, почти, каждодневно подвергаются травле со стороны учеников [2]. К слову, в отношении детей (давление со стороны учителя) статистика идет на понижение – 46% [1]. В многом, благодаря, всевозможным законодательным проектам, призванных повысить психологическую безопасность ребенка в школе. Конечно, сравнивать глупо (причину этого я называл в своей прошлой статье) – но, все же! Неужели, представителей одной из важнейших профессий в мире (многие это говорят) в современных образовательных системах ни во что не ставят и позволяют буллить их. Буллинг (травля) – это преднамеренное, систематически повторяющееся а

Лирическое отступление: Статья про недостатки ФГОС прям зашла моим уважаемым коллегам по «Учительской». Что ж, может я не настолько безнадежный писака. Продолжаю творить для вас и себя!

Что бы начать эту статью, мне потребовалось задать себе всего один вопрос: «Как часто учителя подвергаются психологическому давлению в школе?». Исследования показывают ужасный результат – 70 % педагогов, почти, каждодневно подвергаются травле со стороны учеников [2]. К слову, в отношении детей (давление со стороны учителя) статистика идет на понижение – 46% [1]. В многом, благодаря, всевозможным законодательным проектам, призванных повысить психологическую безопасность ребенка в школе. Конечно, сравнивать глупо (причину этого я называл в своей прошлой статье) – но, все же! Неужели, представителей одной из важнейших профессий в мире (многие это говорят) в современных образовательных системах ни во что не ставят и позволяют буллить их.

Буллинг (травля) – это преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение со стороны агрессора (буллера).

Самыми распространенными формами буллинга в сторону учителей являются:

Оскорбление учителя. Учителя часто становится объектами насмешек, передразнивания и навешивания определенных ярлыков, прозвищ и кличек.

Целенаправленное нарушение дисциплины. Мотивами такой формы травли, чаще всего служит стремление ученика утвердить свой авторитет в классе. Здесь в ход идут игнорирование просьб, демонстрирование своего презрения, совершение правомерных действий на уроке (порча имущества школы, курение в классе и даже распитие алкоголя (я не сталкивался, но знаю, что преценденты есть))

Обсуждение учителя. Под эту категорию попадает все, что может стать полноценной сплетней, облетевшей все учреждение и дошедшей, чуть ли, не до министров образования (что, впоследствии, становится причиной увольнения многих педагогов). Личная жизнь (самое «вкусное» для учеников), слова учителя (невнятно сказанные или ошибочные) или неловкие действия – дети очень внимательны.

Что же делать?

Как учитель химии, изучающий в университете физическую химию, я процитирую третий закон Ньютона «На каждое действие есть равное по силе противодействие». И оно действительно есть:

1. Не отвечаем агрессией на агрессию. Это очевидно, как «дважды два», но многие учителя (до сих пор) вступают в перепалки с детьми. Зачем? Для чего? Что бы самому стать буллером и токсичным учителем?

Ни как не реагируйте на провокации учеников, проявите сдержанность и благоразумие (со скрежетом в зубах). Дети ждут от вас, что вы начнете «пылить» на них и это станет новым поводом для сплетен. Ваше дело, настаивать на выполнении заданий (включайте «попугайчиков») или ответе на вопрос. Со временем ребенок поймет, что он не может вас вывести из себя и угомонится!

2. Проводим беседу с зачинщиком(ми). Не пытайтесь, выяснить причины его поведения (для вас они очевидны) или угрожать родителями, отчислением и занижением оценок. Просто спокойно скажите: «Мне неприятно, что ты так делаешь. Прошу прекрати», «Расскажи, что у тебя случилось? Чем я могу помочь». Да, сам был в шоке, но это работает. Иногда, (у меня было пару таких ситуаций) это перетекает в разговор-откровение и ребенок действительно рассказывает, что его беспокоит или случилось!

3. Профилактика и еще раз профилактика. Как я уже говорил, буллинг явление систематическое. Поэтому проводите разговоры (не о важном, а о наболевшем), включайте их в обсуждение этого явления. Устройте вечер просмотра таких фильмов как: «Чучело, 1984», «Чудо, 2017», «Форрест Гамп, 1994». Устройте вечер дискуссии по таким книгам как: Джей Эшер «Тринадцать причин почему» (осторожно, в книге затронута тема селфхарма и суицидального поведения), Басов Евгений «Подросток Ашим», Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (читается сложно, но смысл предельно понятен). Полный список фильмов и книг можете посмотреть в документе (я старался для вас).

И помните, если что-то пошло не так, то советую воспользоваться данными источниками литературы: ч. 1 ст. 152 ГК РФ; ч. 1 ст. 151 ГК РФ, ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ.

Литература:

1. Школьная травля в российских школах [Электронный ресурс] // URL: https://mel.fm/novosti/1983072-46-rossyskikh-shkolnikov-podvergalis-psikhicheskoy-agressii (дата обращения: 06.07.23)

2. Учителя подвергаются травле со стороны учеников [Электронный ресурс] // URL: https://pedsovet.org/article/70-procentov-ucitelej-zaavili-o-tom-cto-podvergautsa-travle-so-storony-ucenikov (дата обращения: 06.07.23)

3. Межевич С. М. Буллинг по отношению к учителям как новый вид организационного конфликта // Наука и образование сегодня. 2019. №6-1 (41).