Мы уже привыкли к тому, что производители телефонов и телевизоров стабильно обновляют свои модельные ряды каждый год, в то же время, если взглянуть, например, на автопром, то там есть такие динозавры, как «Жук» и «Буханка», со сроком жизни более чем в полвека. А как обстоят дела с аудиотехникой? В иные времена те же кинотеатральные ресиверы менялись чуть ли не каждые несколько месяцев, но и сейчас есть модели, которые выпускаются десятилетиями. Представляем самые интересные из них.
Klipsch Klipschorn
Пол Уилбур Клипш родился 9 марта 1904 года в небольшом городке Элкхарт, штат Индиана. Он был единственным ребенком в семье Оскара Коулмана Клипша и Минны Перл Эдди. Отец Пола, специалист по машиностроению в университете Пердью, умер, когда ему было 12 лет. Тем не менее, интерес к науке и технике у мальчика проявился с детства, так например, в 15 лет он делает свои первую колонку, из картонного тубуса и пары наушников. При этом нужно учесть, что скажем NBC начала регулярное радиовещание только в 1926 году, тогда же, когда окончив колледж в Эль-Пасо, Пол поступает в университет Нью-Мексико, из которого выпускается бакалавром по электротехнике. Первой серьезной работой стало сотрудничество с корпорацией General Electric, сначала на ниве проектирования радиооборудования, а затем — с 1928 по 1931 год, обслуживания электровозов в Чили. По возвращении в США Клипш проходит магистратуру в Стэнфордском университете и отправляется в Хьюстон, штат Техас, работать на нефтяную компанию, где им были получены 8 патентов по геофизике. Кстати, именно в Стэнфорде один из коллег Пола обратил его внимание на то, что акустическая система лучше играет, будучи расположенной в углу помещения. Первые прототипы появились в 1938 году, а 3 года спустя Клипш отправляется в армию, где на Юго-Западном полигоне в Хоупе, штат Арканзас, занимается баллистикой и фотографией, закончив Вторую Мировую в звании майора, а в 1953 году получив подполковника. Меж тем, патент на легендарный Klipschorn был оформлен в 1945 году, компания Klipsch & Associates была зарегистрирована годом позже и следующие пару лет Пол лично делал каждую колонку, заказывая корпуса на рояльной фабрике Baldwin. Непосредственно производство акустических систем располагалась в здании бывшей телефонной станции, обслуживавшей тот самый полигон. Помимо геофизических достижений, за Клипшем числятся также 3 патента по баллистике и естественно целая дюжина по акустике.
Что же, собственно говоря, представлял (и представляет) собой легендарный Klipschorn. В его основе лежат принципы звуковоспроизведения, сформулированные в 30-х гг. XX века специалистами лабораторий Белла, а именно: широкая диаграмма направленности, частотный диапазон от 30 Гц до 15 кГц и желательная работа в помещениях с неравными и некратными габаритами. Клипш добавил к этому списку высокую эффективность (или как сейчас принято говорить — чувствительность), обеспеченную рупорным акустическим оформлением всех излучателей. Поскольку НЧ-рупор в традиционном понимании реализовать в рамках привычной акустической системы достаточно затруднительно, в силу его очевидных габаритов, Пол решил сделать его свернутым, а в качестве естественного продолжения использовать стенки и пол помещения прослушивания, разместив саму колонку в углу. В результате была достигнута феноменальная как по тем временам, так и сейчас чувствительность в 105 дБ! Среднечастотный рупор изначально вытачивался из дерева, затем были опыты с металлом и наконец решено было остановиться на стекловолокне. На протяжении вот уже почти 80 (!) лет производства конструкция АС периодически видоизменялась, но основополагающие принципы оставались незыблемыми. Любопытно, что по некоторым данным, название для колонок придумал не сам Пол, а один из его дилеров в Нью-Йорке.
В 1978 году Пол получает Серебряную Медаль AES, за существенный вклад в разработку акустических систем и методику измерения искажений, а три года спустя ему присуждается почетная докторская степень университета Нью-Мексико. Пол ушел из жизни 5 мая 2002 года, в возрасте 98 лет, а у его детища есть все шансы встретить свой вот уже вековой юбилей.
Thorens TD124
Компания Thorens была основана 140 (!) лет назад Германом Торенсом в общине Сент-Круа, кантон Во, неподалеку от Невшательского озера. Первоначальной специализацией компании были музыкальные шкатулки, но через 20 лет настал черед фонографов, за которыми предсказуемо последовали и граммофоны, коих в итоге было произведено порядка трех миллионов экземпляров. Помимо этого, Thorens в свое время отметился выпуском зажигалок, губных гармошек, радиоприемников и даже механической бритвы Riviera. Первым же полноценным проигрывателем грампластинок стала модель TD124 образца 1957 года. В 2000 году компанию возглавил Хайнц Рорер, которому удалось вывести Thorens из кризиса. Он сформировал новые принципы деятельности, реорганизовал структуру организации и модернизировал производство. В 2018 году во главе Thorens встал Гюнтер Кёртен. Он имеет большой опыт руководящей работы в компаниях Denon и Elac в должности управляющего директора. Выпуск оригинальной модели TD124 был прекращен более полувека назад, но ее статус до сих пор считается легендарным, именно поэтому пару лет назад было решено выпустить своего рода современное прочтение классического аппарата. Новый Thorens TD124DD выглядит очень похоже на старый, но по конструктиву он радикально отличается, начиная с прямого привода вместо ременного. Тут также совершенно новый тонарм, тем не менее, также решенный в характерной ретростилистике, но что гораздо важнее — по звучанию это самый настоящий high end, что подтверждает заслуженная победа в соответствующей номинации Экспертной Ассоциации Изображения и Звука (EISA).
McIntosh MC275
Легендарная американская компания McIntosh была основана в 1949 году Фрэнком Макинтошем при поддержке Гордона Гоу. В 1967 году происходит сразу два важных события: открывается подразделение по разработке и производству акустических систем, а также выходит первый усилитель с легендарными теперь уже стрелочными индикаторами на голубом фоне (MC2505). Спустя два года продукция McIntosh используется при озвучивании музыкального фестиваля в Вудстоке, а еще через 5 лет 48 стереоусилителей MC2300 помогают создать почти 30-киловаттную «Стену звука» на концерте группы Grateful Dead в Сан-Франциско. Гордон Гоу умирает в 1989 году, а спустя год уходит из жизни и Фрэнк Макинтош. Несмотря на солидный возраст и явные лампово-аналоговые корни, первый проигрыватель грампластинок появился у McIntosh лишь в 2007 году (MT10), но для нас гораздо важнее тот факт, что еще в 1961 году был представлен ламповый оконечный усилитель MC275, который продолжает выпускаться до сих пор. Оригинальный аппарат производился в течение декады, 30 лет назад вышла памятная версия, посвященная Гордону Гоу, 20 лет назад прекратился выпуск третьей редакции, четвертая производилась с 2004 по 2007 год, пятая с 2007 по 2011 и сейчас усилитель выпускается уже в шестой версии. Индекс аппарата предельно функционален, он означает мощность в 75 Вт на канал при нагрузке не ниже 4 Ом. Второй вариант использования — моноблок с номиналом 150 Вт и возможностью работы даже на 2 Ома. Выходные каскады построены на двух парах лучевых тетродов KT88 и несмотря на относительно компактные габариты, весит усилитель больше 30 кг, в основном за счет качественных силового и выходных трансформаторов.
JBL L100
В 1970 году на выставке потребительской электроники в Чикаго компания JBL представила домашнюю версию своих студийных мониторов сорок третьей серии под индексом L100. Новинка была оснащена такими же динамиками с мощными магнитными системами Alnico V. Для СЧ/ВЧ были использованы простые разделительные фильтры с возможностью регулировки отдачи, а НЧ-динамик подключался напрямую. Звук получился типично американским, суховатым, детальным и с выраженной ритмикой. Модель быстро стала популярной, было продано более 100 тысяч пар, однако в 1978 году ее выпуск был прекращен и возобновлен только 40 лет спустя под именем L100 Classic. В качестве излучателей в L100 установлены 12-дюймовый басовик 1200FE с литой корзиной и белым целлюлозным диффузором, 5-дюймовый СЧ-динамик JM125PC также с бумагой и литьем и наконец дюймовый твитер JT025Ti1 с куполом из титана и волноводом с акустической линзой в качестве оформления. Естественно, что сохранились и регулировки отдачи СЧ/ВЧ. Порт фазоинвертора тоже расположен на передней панели. Опционально предлагаются стойки, обеспечивающие легкий наклон колонок назад.На выставке в Мюнхене показали их вторые редакции. Обновление носит название Performance Package и включает в себя в том числе модицикации излучателей и разделительных фильтров.
BBC LS3/5
19 февраля 1974 состоялся официальный релиз мини-мониторов для мобильных телестудий британской широковещательной корпорации, фактически как замена наушников. Они в результате превратились в культовые громкоговорители с поистине бесчисленным числом вариаций и подражаний. Классический вариант конструкции — закрытый (ибо при объеме менее 5 литров для фазоинвертора нет ни смысла, ни места) ящик из березовой фанеры толщиной в полдюйма со вставками из бука. Любопытно, что это не абстрактный набор материалов, а результат кропотливых прослушиваний: так, например, в официальной документации фигурирует факт замены бука на сосну и последующий отказ от оной по причине излишне сильной окраски звука. Внутри активно используются различные вибропоглощающие материалы. Вуфер B110 оснащен диффузором из бекстрена, в твитере Т27 установлен купол из полиэфирной пленки (майлара), частота раздела полос — 3 кГц. Стоимость одной колонки на тот момент составляла около 50 фунтов стерлингов. За последующие полвека эти колонки в различных модификациях выпускали более десятка различных компаний, последняя по времени итерация — в исполнении Musical Fidelity. Что же касается наиболее известных клонов LS3/5, то это пожалуй незабвенные «Таблетки» Стюарта Тайлера, которые с 1980 года сами производятся уже в десятом поколении. Что же касается MF, то здесь следует упомянуть также интегральный усилитель А1, представленный в 1985 году и разошедшийся тиражом более чем в 100 тысяч экземпляров. Несмотря на смешную по нынешним временам для транзисторного аппарата мощность (20 Вт на канал), он работал в классе А и полюбился слушателям за очень аутентичный звук, сравнимый с ламповыми аппаратами. На прошедшей в Мюнхене выставке было представлено его современное переиздание. Новинка очень похожа на оригинал и внешне и по параметрам.
Tannoy Westminster
Буквально через 3 года легендарная компания Tannoy будет отмечать свой вот уже 100-летний юбилей. В начале 40-х гг. прошлого века тогдашний главный инженер Tannoy — Джек Хаулгейт теоретически обосновал возможность и целесообразность производства коаксиального НЧ/ВЧ-динамика с двумя зазорами магнитной цепи, однако на практике эту разработку реализовал уже Рон Рэкем, сразу после окончания второй мировой войны. Первый «коаксиал» был 15-дюймовым и предназначался для PA-систем, а вот спустя еще пару лет динамиком Tannoy заинтересовались уже фирма звукозаписи Decca и ее технический директор Норман Мордаунт (да-да, тот самый, из будущей Mordaunt-Short).
В 1947 году был сделан огромный по тем временам заказ на тысячу коаксиальных СЧ/ВЧ-головок, т.н. Monitor Black(по цвету краски на крышке магнитной системы), обусловленный массовым переоснащением студий. За ними в 1953 и 1958 годах последовали соответственно Silver и Red, пока наконец в 1967-м не появились знаменитые Gold. Что же менялось, кроме цвета кожуха магнитной системы, который и обусловил эти названия? Постепенно увеличивалась чувствительность и одновременно снижалась частота собственного резонанса (хотя обычно эти величины имеют прямую, а не обратную зависимость). Кроме того, возрастала максимально допустимая подводимая мощность: скажем, в «золотых» динамиках она стала втрое выше, чем в «черных».
В 1974 году выпускается, пожалуй, последнее классическое поколение Dual Concentric под названием High Performance Dual. Вероятно, именно на его базе спустя 8 лет начинается производство серии Prestige и на свет появляется, наверное, самая известная модель у этого производителя — роскошный Westminster. Дальнейшее — уже история, хорошо известная всем поклонникам марки. В зависимости от технологических особенностей, названия моделей серии в разное время имели различные приставки, например HW (HardWired crossover, 1987-1992), TW (Tulip Waveguide, 1992-1998), HE (Hard Edge, 1999-2006), SE (Special Edition, 2007-2012), а 10 лет назад появился индекс Gold Reference.
Naim NAIT
Джулиан Чарльз Прендергаст Верекер родился в Оксфорде 7 мая 1945 года, в семье профессора политической философии Даремского университета. И хотя казалось бы, где аудиотехника и где всенародное признание, однако же в 1995 году Ее Величеством Королевой Елизаветой Второй Верекер был пожалован в кавалеры Ордена Британской Империи. В 1983 году компания «разродилась» дебютной моделью интегрального усилителя, NAIT (Naim Audio Integrated amplifier) по цене в 250 фунтов.
Транзисторный полный усилитель в компактном форм-факторе — это такая национальная британская забава, что-то вроде крикета. Собственно говоря, с момента изобретения транзистора пытливые островитяне пытались наглядно продемонстрировать, что теплый ламповый звук — не панацея и хорошо звучащий аппарат не обязательно должен быть большим и горячим. Из примеров 60-х годов я бы назвал LEAK Stereo 30, Sugden A21 и Cambridge Audio P40. В 70-х эстафету подхватили Arcam A60, который тогда еще назывался Amplification & Recording Cambridge, а также легендарный NAD 3020. 80-ые запомнились нам благодаря Audiolab 8000A, Creek CAS4040 и Mission Cyrus One. Ну и собственно говоря вышеупомянутый NAIT.
На прошедшей в Мюнхене выставке High End, в честь полувекового юбилея компании, эта модель была возрождена, планируется выпустить 1973 экземпляра. Мощность аппарата составляет 25 Вт на 8 Ом, 40 Вт на 4 Ома, 60 Вт на 2 Ома и 225 Вт в пике. Помимо линейных входов, у него есть фонокорректор и усилитель для наушников. И еще один любопытный момент — это фактор демпфирования всего в 36 единиц, этого вполне достаточно для контроля несложной нагрузки, но при этом свидетельствует о неглубокой ОООС, а то и вовсе о ее отсутствии, что безусловно положительно скажется на звучании.
Bowers & Wilkins Nautilus
Джон Бауэрс родился в 1922 году и Вторую Мировую войну встретил в королевском корпусе связи, где и познакомился с Роем Уилкинсом. После войны закончил Брайтонский технический колледж по специальности «электросвязь» и вместе с Роем открыл в Вортинге, что в Западном Суссексе, магазин теле- и радиоаппаратуры, названный по фамилиям его владельцев. Сервисом в этом магазине заведовал некто Питер Хейворд. В качестве подработки Джон занимался разработкой и производством колонок для окрестных школ и церквей. Примечательный факт: 10 тысяч фунтов стерлингов на открытие будущего «колоночного» бизнеса завещала Джону некая мисс Найт, которую в свое время чрезвычайно впечатлили его познания в классической музыке и качество изготовленных им для нее акустических систем.
Итак, в 1966 году выпускаются первые колонки с логотипом B&W, напольные P1. Корпус и разделительный фильтр уже были собственной разработкой, но в качестве динамиков использовались эллиптический НЧ-излучатель EMI и пара твитеров Celestion HF1300. Выручка от их продажи пошла на покупку генератора и самописца.
В 1974 году специалистами B&W был разработан метод производства диффузоров посредством их плетения из кевларовых нитей, теперь уже легко узнаваемого насыщенного желтого цвета. На следующий год к проектированию корпусов АС был привлечен Кеннет Гранж, один из основателей международного дизайнерского бюро Pentagram, который спустя еще год выдал на-гора свой первый продукт под индексом DM6 — акустические системы, тут же прозванные за их облик «беременными пингвинами», в которых как раз и дебютировали динамики с диффузорами из кевлара. Еще одна важная особенность этих АС — фазовая согласованность динамиков, за счет их размещения на равном расстоянии от головы слушателя. В 1977 году DM7 стали первыми колонками с ВЧ-динамиками в независимых корпусах, установленных на верхней панели. Ну а спустя еще пару лет на свет появились АС 801, первые из легендарной «восьмисотой» серии.
Примерно в это же время, в рамках расширения компании, был куплен исследовательский центр в Стейнинге, буквально в 10 км от Вортинга. Примечательно, что куплен он был у компании SME, производителя проигрывателей грампластинок и звукоснимателей для них, которая на тот момент начала испытывать финансовые трудности по причине появления компакт-диска. В числе прочего оборудования, в этом центре использовался лазерный интерферометр и компьютер PDP-11/35.
В 1984 году под торговой маркой John Bowers были выпущены полностью активные акустические системы active 1, которые в своей «лимитированной» версии поразительно напоминали одни из самых необычных и выдающихся колонок компании, Matrix 800.
20 декабря 1987 года уходит из жизни Джон Бауэрс, и вероятно последней инновацией, которую он застал, была появившаяся годом ранее серия Matrix: в ней впервые использовалась одноименная технология многочисленных пересекающихся вентилируемых внутренних ребер жесткости.
В 1989 году сотрудничество с B&W начал дизайнер Мортен Уоррен, а его первой работой стали АС Emphasis, хорошо известные любителям электронной музыки по альбому «Below the Waste» группы Art of Noise. Ну а 30 лет назад создаются, пожалуй, самые известные в мире акустические системы — Nautilus.
Cary CAD-805
Кэри — небольшой провинциальный городок в штате Северная Каролина, где в мае 1989 года была организована фирма Cary Audio Design под руководством Дэнниса Хэда и его супруги. Вскоре к ним присоединился высококвалифицированный инженер-экономист Билли Райт, благодаря чему фирма быстро и успешно вышла на аудиорынок. Увлечение электроникой у Дэнниса проявилось еще в детском возрасте, уже в юности он и его сверстники принимали активное участие в создании разных типов ламповых усилителей. В результате этого опыта Дэннис решил, что лучшими по звучанию являются однотактники. Первый моноблок CAD-805 от Cary Audio появился в 1993 году. Входной каскад выполнен на паре двойных триодов 6SN7: сначала сигнал проходит через входной каскад на работающем в параллельном режиме двойном триоде с резисторными соединениями, а после попадает в анодный контур, построенный на второй лампе. Далее сигнал добирается через конденсаторы к усилительному каскаду на одной лампе 300B с регулируемым уровнем обратной связи. В выходном каскаде можно установить лампы 211 или 845 (обе идут в комплекте). В итоге усилитель выдает 50 Вт мощности в чистом классе A. Позади ламп расположены два массивных трансформатора: один для блока питания, другой — для выходного каскада. Неподалеку размещены и четыре электролитических конденсатора. На фронтальной панели находится индикатор тока смещения, но можно подключить и внешний — гнездо для него находится в задней части усилителя, там же, где и регулятор тока смещения. Из разъемов CAD-805 предлагает выходы для колонок на 4, 8 и 16 Ом и входы RCA и XLR. Рядом с разъемами на задней панели расположены два предохранителя — один для лампы 300B, другой для ламп в выходном каскаде. Также предохранитель встроен в штекер, шнур питания съемный.
Sonus faber Guarneri
Накануне Второй мировой войны в Виченце, в семье Ивана Серблина и Антониетты Бановаз, перебравшихся в Италию из Хорватии, родился сын Франко, младший из семи детей. Мальчик рос любознательным, увлекался техникой и в результате освоил профессию зубного техника. Впрочем, любовь к музыке в итоге пересилила и в 1980 году Франко представляет свой первый акустический проект Snail, навеянный творчеством Леонардо да Винчи, фактически — модульный трифоник, где к сабвуферу на регулируемых штангах были прикреплены компактные сателлиты. Однако официальная история Sonus faber началась с полочных колонок Parva образца 1983 года на характерных регулируемых деревянных стойках с каменными основаниями. Для создания своего первого действительно массового шедевра Sonus faber и Франко Серблину потребовалось 10 лет. В 1993 году выходит модель Guarneri, посвященная 250-летию с даты смерти Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери по прозвищу дель Джезу. Лютнеобразное сечение корпуса, массив ореха, клена и липы, березовая фанера, медные и свинцовые планки, кожа на передней панели и гриль из резиновых струн, твитер Dynaudio и вуфер Audio Technology, аналогичный скрипичному лак — перечислять составляющие успеха можно бесконечно. Серия получила название Homage, что в переводе с французского означает посвящение или дань уважения, примерно как англоязычное трибьют. Первая пара Guarneri была подарена музею скрипок в Кремоне, пары под номерами 2 и3 достались соответственно скрипачам Сальваторе Аккардо и Уто Уги, а пара №4 находится на фабрике Sonus faber в качестве референсной. В 2006 году выходит версия memento, в 2011-ом — evolution, с 2017-ого выпускается tradition, а в этом январе представлено пятое поколение Homage, так что легендарным колонкам вот уже 30 лет.