Найти в Дзене

КС-6 — Курсовая система

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР Страна:    СССР.
Название:    КС-6 
Тип:    ?
Самолёт:   Ил-18
Создан:    ?
Завод:    ?
Отрасль:    Производство авиационной техники. Повествование Рис. 1. Общая функциональная схема курсовой системы КС-6: ЦГВ-4 – центральная гировертикаль; ВК-53РШ – выключатель коррекции; ГА-1 – гироагрегат; УШ – указатель штурмана; УГПК, УГА-1У – указатели; УК- указатель пилота; КМ-4 – коррекционный механизм; ИД-3 – индукционный датчик; ДАК – дистанционный астрокомпас; Д-62 – переходной блок Система КС-6 представляет собой совокупность магнитного, гироскопического, радиотехнического и астрономического измерителей курса самолета. Комплексирование различных измерителей курса в КС-6 позволяет максимально использовать достоинства каждого из типов компасов, сводя к минимуму их погрешности. В зависимости от решаемых задач и условий полета КС-6 мо
Оглавление

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страна:    СССР.
Название:    КС-6 
Тип:    ?
Самолёт:   Ил-18
Создан:    ?
Завод:    ?
Отрасль:    Производство авиационной техники.

КС-6 — Курсовая система КС-6 является наиболее распространенной курсовой системой, используемой в гражданской авиации. КС-6 и ее модификации (КС-8 и др.) установлены на самолетах Мл-18, Ту-104, Ан-10 и др.
КС-6 — Курсовая система КС-6 является наиболее распространенной курсовой системой, используемой в гражданской авиации. КС-6 и ее модификации (КС-8 и др.) установлены на самолетах Мл-18, Ту-104, Ан-10 и др.

Повествование

-2

Рис. 1. Общая функциональная схема курсовой системы КС-6:

ЦГВ-4 – центральная гировертикаль; ВК-53РШ – выключатель коррекции; ГА-1 – гироагрегат; УШ – указатель штурмана; УГПК, УГА-1У – указатели; УК- указатель пилота; КМ-4 – коррекционный механизм; ИД-3 – индукционный датчик; ДАК – дистанционный астрокомпас; Д-62 – переходной блок

Система КС-6 представляет собой совокупность магнитного, гироскопического, радиотехнического и астрономического измерителей курса самолета.

Комплексирование различных измерителей курса в КС-6 позволяет максимально использовать достоинства каждого из типов компасов, сводя к минимуму их погрешности.

В зависимости от решаемых задач и условий полета КС-6 может работать в одном из трех режимов: магнитной коррекции, астрономической коррекции, гирополукомпаса.

Режим работы системы выбирает экипаж. Основным считается режим гирополукомпаса, поскольку в этом случае полет совершается по ортодромии.

Общая функциональная схема курсовой системы КС-6 изображена на (рис. 1). Система состоит из трех групп элементов:

— собственно измерители курса: индукционный датчик ИД-3,
курсовые гироскопы ГА-1 (основной и запасной), астрокомпас ДАК, автоматический радиокомпас АРК;

— указатели: указатель штурмана УШ, указатель типа
УГА-1У, указатель У ГПК, повторители типа УК-1;

— устройства, обеспечивающие связь между измерителями:
коррекционный механизм КМ-4, блок связи астрокомпаса с системой (Д-62), пульт управления ПУ-1. Устройства, обеспечивающие
работу системы: центральная гировертикаль ЦГВ-4, выключатель
коррекции ВК-53РШ.

Начнем рассмотрение работы курсовой системы с режима гирополукомпаса.

Режим гирополукомпаса (ГПК)

В этом режиме могут участвовать либо основной, либо запасной гироагрегаты. Следует отметить, что оба гироагрегата абсолютно одинаковые, и их деление на основной и запасной условно.

В этом режиме оба гироагрегата участвуют в работе, но выполняют разные функции.

Если переключатель режимов работы В2 (рис. 1. и 2) установить в положение ГПК, а тумблер B1 — в положение «Осн.», то основной гироагрегат будет работать в режиме гирополукомпаса, выдавая значение ортодромического курса на указатель УШ, а с него — другим потребителям и указателям.

Рассмотрим работу курсовой системы по линии основного гироагрегата. Функциональная схема системы по линии основного гироагрегата в режиме ГПК представлена на (рис. 9.20), а соответствующая ей электромеханическая схема — на (рис. 4).

Принцип работы гирополукомпаса рассмотрен в разд. 7.6, но схема курсовой системы в режиме ГПК несколько отличается от гирополукомпаса ГПК-52.

С целью компенсации кардановой ошибки от крена внешняя ось подвеса гироскопа устанавливается в дополнительную раму, ось вращения которой совпадает с продольной осью самолета. Специальная следящая система (рис. 4), состоящая из потенциометра ПД, расположенного в ЦГВ-4, двигателя M1, усилителей У1 и У2 потенциометра ПП, удерживает внешнюю ось карданова подвеса в вертикальном положении при кренах самолета и тем самым препятствует возникновению кардановой ошибки. Скорость отработки следящей системы ЦГВ-ГА должна быть такой, чтобы обеспечивалось качественное отслеживание утла крена самолета.

На случай выхода из строя ЦГВ-4 в схеме предусмотрен переключатель положений «Работа КС без ЦГВ»и «Работа КС с ЦГВ», с помощью которого в цепь вместо потенциометра ЦГВ подключается мостиковая схема, собранная на сопротивлениях R1 — R5.

-3

Рис. 2. Внешний вид пульта управления ПУ-1:

В1 – переключатель гироагрегатов, В2 – переключатель режимов работы, В3 – переключатель астрокомпаса 1 – широтный потенциометр, 2 – крышки потенциометров (балансировочных).

Эта схема имитирует потенциометр ПД при крене са­молета, равном нулю Пере­ключатель расположен рядом с пультом управления. Следовательно, когда переключатель находится в положении «Работа КС без ЦГВ», то следящая система выполняет роль элект­рического арретира, жестко связывающего ось внешней рамы карданова подвеса с самолетом. В этом случае возникает кардановая ошибка от крена самолета.

Горизонтальная коррекция гироагрегата осуществляется так же, как и в ГПК-52. Корректирующее устройство состоит из электролитического маятника ЖМ и коррекционного двигателя М2, ротор которого связан с внешней осью карданова подвеса. Горизонтальная коррекция выключается ча разворотах самолета выключателем ВК-53РШ.

Азимутальная коррекция выполнена аналогично коррек­ции в ГПК-52, причем движки реостатов R7 и R10 с помощью рукоятки 1 (рис. 2) формируют сигнал, пропорциональный ω3sinφ. Сигналы на компенсацию постоянных уходов гироскопов гироагрегатов снимаются с реостатов R8 и R9, управление которыми осуществляется также с пульта управления (рис. 2). Следует подчеркнуть, что устройство, формирующее сигнал, пропорциональный ω3sinφ, одно для обоих гироагрегатов. Компенсация постоянных уходов гироскопов производится собственными потенциометрами

Для трансляции ортодромического курса, который вырабаты­вается основным гироагрегатом в режиме работы ГПК, используется двухканальная сельсинная следящая система, работающая в трансформаторном режиме(В настоящее время точный канал в эксплуатируемых КС-6 не задействован). Следящую систему ГА-УШ образуют сельсин-датчик СД1 ротор которого жестко связан с внешней осью карданова подвеса, сельсин-приемник СП2, находящийся в. указателе УШ, усилитель У3 и двигатель М2, также расположенный в УШ.

Двухканальная сельсинная следящая система обеспечивает трансляцию угла поворота сельсина-датчика с точностью ±8'... ±9'. Такая относительно высокая точность работы следящей системы, объясняется тем, что она состоит из двух каналов: грубого и точного (рис. 5). В каждом канале имеется свой сельсин-датчик и свой сельсин-приемник. Таким образом, в следящей системе два сельсина-датчика СДГ, СДТ и два сельсина-приемника СПГ, СПТ.

-4

Рис. 3. Функциональная схема КС-6 в режиме ГПК по линии основ­ного гироагрегата:

ОК—ортодромический курс; КУР—курсовой угол радиостанции; γ—крен самолета; φ—географическая широта

Статоры сельсинов соединены так, как показано на (рис. 5). У точных сельсинов в два раза больше полюсов, чем у грубых. Напряжение, возникающее в роторных обмотках сельсинов-приемников при одном и том же малом угле рассогласования α1 сельсинов, больше в точном канале. Это приводит к большему измене­нию сигнала на выходе роторной обмотки точного сельсина в зависимости от угла рассогласования α1 сельсинов, а, следовательно, к повышению чувствительности следящей системы при работе у согласованного положения, т. е. к повышению точности работы системы. При больших углах рассогласования α2 амплитуда сигнала больше в грубом канале. Поэтому при больших углах рассогласования двигателем управляет грубый, а при малых — точный сельсин.

-5

Рис. 4. Электромеханическая схема КС-6 в режиме ГПК по линии основного гироагрегата

Как видно из (рис. 4), двигатель М2 связан с подвижной шкалой указателя УШ (рис. 6). По неподвижному индексу и подвижной шкале отсчитывается ортодромический курс в режиме ГПК. Одновременно с подвижной шкалой двигатель разворачивает потенциометр П1 питаемый постоянным напряжением ±27 В; сигналы снимаемые с потенциометра, поступают на указатели типа УК-1, являющиеся повторителями курса УШ. Указатель УК-1 используется в качестве ука­зателя курса пилота. По конструкции и принципу действия УК-1 аналогичен указателям типа УК-3 и УК-4, применяемым в ГИК-1. Указатели УК-1 могут подключаться к астрокомпасу и индицировать вырабатываемый им курс.

Двигатель М2 указателя УШ также разворачивает ротор сельсина-датчика СД2, который используется для трансляции курса потребителям на переменном токе.

-6

Рис. 5. Двухканальная сельсинная следящая система:

СПт и СДг —сельсины-датчики точного и грубого каналов: СПт и СПг —сельсины-приёмники точного и грубого каналов: Уз —усилитель; М2 —двигатель.

-7

Рис. 6. Внешний вид указателя УШ:

1 – индекс установки магнитного склонения; 2 – подвижная шкала; 3 – неподвижная шкала; 4 – шкала магнитного склонения

Указатель штурмана УШ имеет две стрелки «1» и «2», связанные с сельсинами-при­емниками СП3 и СП4 радио­компасов, работающими в

индикаторном режиме. Следовательно, по стрелкам «1» и «2» и неподвижной шкале (рис. 6) можно отсчитывать курсовые углы радиостанций, а по подвижной шкале — пеленги радиостанций относительно ортодромической системы координат.

В УШ имеется кремальера, с помощью которой возможен раз­ворот статора сельсина-приемника СП2, и, следовательно, подвиж­ной шкалы, а также ротора сельсина СД2 и потенциометра П1 (рис. 4).

Если с помощью кремальеры и индекса установить поправку на схождение меридиана, то по подвижной шкале УШ можно от­считывать истинный курс.

С основным гироагрегатом используется также указатель ти­па УГПК, который предназначен для показания курса во всех режимах работы системы. В указателе УГПК имеется подвижная шкала (рис. 7), разворачивающаяся с помощью следящей си­стемы, которая состоит из сельсина-приемника и усилителя в са­мом УГПК и сельсина-датчика гироагрегата СД1. Указатель УГПК применяется в комплекте КС-6 при совместной работе кур­совой системы с автопилотом АП-6Е.

-8

Рис. 7. лицевая сторона указателя УГПК

На лицевой стороне УГПК имеется кремальера, поворотом которой можно установить заданное значение курса.

Установка заданного курса в КС-6 для режима ГПК осущест­вляется рукояткой задатчика курса на пульте управления системой (рис. 2). При этом напряжение с пульта управления (рис. 4) поступает на двигатель М3 гироагрегата, который че­рез редуктор разворачивает сельсин-датчик СД1. Устанавливаемый курс контролируется по указателю УШ.

Рассмотрим работу курсовой системы КС-6 в режиме ГПК по линии запасного гироагрегата.

Функциональная схема КС-6 в режиме ГПК по линии запас­ного гироагрегата изображена на рис. 8. Как видно из функ­циональной схемы, работа курсо­вой системы в режиме ГПК по линии запасного гироагрегата аналогична работе гироиндукционного компаса ГИК-1.

-9

Рис. 8. Функциональная схема КС-6 в режиме ГПК по линии за­пасного гироагрегата:

КК—компасный курс; ∆Mмагнитное склонение; ∆Мусл—условное магнитное склонение; ГМК—гиромагнитный курс; ОКа—ортодромический или истинный курс астрокомпаса; φ—географическая широта; γкрен

По линии запасного гироагре­гата курсовая система вырабаты­вает гиромагнитный курс, кото­рый индицируется стрелкой Г указателя УГА-1У; стрелка А это­го же указателя указывает курс, получаемый от дистанционного астрокомпаса (ДАК) через блок связи астрокомпаса с курсовой системой Д-62.

С пульта управления на запас­ной гироагрегат поступает сигнал ω3sinφ, хотя необходимости в компенсации ухода гироскопа от суточного вращения Земли нет, гак как гироскоп необходим толь­ко для осреднения магнитного курса и запоминания его значения на короткое время во время отключения индукционного датчика на разворотах самолета.

Поскольку принцип работы индукционного компаса нами под­робно рассмотрен в разд. 9. 3, а работа курсовой системы в рас­сматриваемом режиме по линии запасного гироагрегата практиче­ски ничем не отличается от работы ГИК, остановимся только на особенностях электромеханической схемы КС-6 (рис. 9).

По этой схеме, так же как в ГИК-1, легко проследить наличие следящих систем: индукционный датчик-коррекционный механизм ИД-КМ; коррекционный механизм-гироагрегат КМ-ГА; гироагрегат-указатель ГА-УГА-1У (стрелка Г). Кроме того, имеются сле­дящие системы: астрономический компас-переходной блок Д-62-указатель (АК-Д-62-УГА-1У стрелка А).

Первая следящая система ИД-КМ служит для преобразования электрического сигнала индукционного датчика в угол поворота вала двигателя и для связи индукционного датчика с курсовым гироскопом. Следящая система состоит из следующих элементов: индукционного датчика, сельсина СП1 усилителя У3 и двигателя М4. Сельсин-приемник СП1 и двигатель М4 расположены в коррекционном механизме.

-10

Рис. 9. Электромеханическая схема КС-6 в режиме ГПК по линии запас­ного гироагрегата.

В курсовой системе КС-6 применяется индукционный датчик типа ИД-2М, который отличается от датчика типа ИД, используе­мого в ГИК-1, только конструктивным выполнением.

Коррекционный механизм типа КМ-4 служит для связи индук­ционного датчика с гироагрегатом, для уничтожения магнитной четвертной девиации и для введения в систему магнитного склоне­ния и условного магнитного склонения.

-11

Рис. 10. Лицевая сторона коррекционного механизма.

-12

Рис. 11. Лицевая сторона указателя УГА-1У.

Двигатель М4 следящей системы ИД-КМ разворачивает, кро­ме ротора сельсина-приемника СП1 ротор сельсина-приемника СП2 через лекальный корректор; поэтому ротор сельсина-прием­ника СП2 разворачивается двигателем на магнитный курс со ском­пенсированной четвертной магнитной и полукруговой девиацией: полукругровая девиация компенсируется девиационным прибором индукционного датчика, а четвертная — лекальным корректором. Имеющаяся в коррекционном механизме стрелка (рис. 10) раз­ворачивается двигателем М4 без участия лекального корректора,, поэтому стрелка коррекционного механизма показывает компас­ный курс с уже скомпенсированной полукруговой девиацией.

В случае необходимости коррекционный механизм позволяет ввести в курсовую систему величины ∆M и ∆Мусл поворотом кре­мальеры, при этом разворачивается статор сельсина СП2, и по шкале КМ-4 перемещается треугольный индекс. Естественно, что величины ДМ и ∆Мусл участвуют в формировании курса, который показывает стрелка Г указателя УГА-1У.

Следящая система КМ-ГА состоит из сельсина СП2, располо­женного в коррекционном механизме; сельсина СД1 ротор кото­рого связан с внешней осью карданова подвеса гироскопа, а ста­тор может разворачиваться через редуктор двигателем М3, управ­ляемым усилителем У4.

Принцип работы системы КМ-ГА рассмотрен в разд. 9. 2. На­помним только, что эта система предназначена для осреднения магнитного курса, т. е. выработки гиромагнитного курса.

Следящая система ГА-УГА-1У стрелка Г (см. рис. 9.26) пред­назначена для трансляции гиромагнитного курса от гироагрегата на стрелку Г указателя УГА-1У. Следящая система состоит из сельсина-датчика СД1 гироагрегата, сельсина-приемника СП3 ука­зателя, усилителя У5 и двигателя M5, который связан со статором сельсина СП3 и стрелкой Г указателя.

В режиме ГПК стрелка А указателя УГА-1У (рис. 9.28) ин­дицирует курс, который вырабатывает астрокомпас: истинный или ортодромический. Трансляция курса от астрокомпаса производит­ся через переходный блок Д-62, с которым связан сельсин-прием­ник СП4, работающий в индикаторном режиме. Ротор СП4 соеди­нен со стрелкой А.

В указателе УГА-1У имеется кремальера, расположенная на лицевой стороне прибора, с помощью которой, а также задатчика курса, представляющего собой толстую стрелку, можно установить необходимый курс.

При разворотах самолета, как известно, индукционный магнит­ный датчик имеет большие погрешности, поэтому он отключается от гироагрегата. Управляет этим отключением выключатель кор­рекции ВК-53РШ. Отключение производится снятием питания с обмотки возбуждения двигателя М3 в гироагрегате. На виражах отключается также и горизонтальная коррекция гироскопа.

После длительного разворота с большим креном, когда восста­новятся цепи коррекции, начнется согласование следящей систе­мы КМ-ГА, которое происходит с малой скоростью. При нажатии кнопки быстрого согласования срабатывает электромагнитная муфта в гироагрегате, которая изменяет передаточное отношение редуктора с 1 200 000 до 5000, причем скорость согласования при этом составляет примерно 10 град/с.

В случае необходимости можно поменять функции гироагрегатов. Для этого на пульте управления переключатель «Осн.-Зап.» следует поставить в положение «Запасной», тогда основной гироагрегат будет соединен с коррекционным механизмом, с указате­лем УГА-1У, указателем УГПК и будет работать в режиме маг­нитной коррекции. Запасной гироагрегат при этом будет работать в режиме ГПК и выдавать ортодромический курс на указатель штурмана УШ.

Погрешность в определении гиромагнитного курса по указателям, град.УШ±1,5УГА-1У±2Погрешность в определении КУР указателем УШ, град.По стрелке 1±1,5По стрелке 2±2,5Погрешность выдачи сигналов курса потребите­лям, град.С сельсинов в УШ±1,5С потенциометра УШ±2Дополнительная погрешность на каждую минуту раз­ворота самолета0,15Допустимый уход гироскопа за 30 мин в режиме ГПК±1Скорость согласованияНормальная, град/мин.2-5Большая, град/с.10Время готовности, мин. не более5Напряжение источников питания, В.Трехфазного тока36±5%; 400 Гц±2%Однофазного45±10%; 400 ГцПостоянного27+10%Потребляемая мощностьПеременного тока, В. А.300Постоянного тока, Вт.500Масса комплекта, кг.51,5

При подготовке курсовой системы к полету нужно проверить ее функционирование. Для этого кремальерой коррекционного ме­ханизма установить с помощью треугольного индекса значение ±15°, поставить систему в режим ГПК и по стрелке Г указателя УГА-1У проверить скорость согласования следящей системы — она должна быть 2—5 град/мин. При этом проверяется функцио­нирование следящих систем КМ-ГА, ГА-УГА-1У (стрелка Г). На­жав кнопку быстрого согласования, проверяют большую скорость согласования, для этого кремальерой коррекционного механизма предварительно вводят рассогласование порядка 150—180°. Боль­шая скорость согласования не должна быть менее 10 град/с.

Следящие системы КМ-ГА, ГА-УШ, УШ-УК проверяют анало­гичным образом, только устанавливают режим МК, контролируя отработку рассогласования по указателям УШ, УК. К сожалению, проверить функционирование следящей системы ИД-КМ без раз­ворота самолета в КС-6 не представляется возможным.

Существенно влияет на точность навигации правильность начальной выставки курсовой системы, т. е. установки исходного курса. Выставка начального курса может осуществляться различными способами, наиболее распространенными из которых являются: способ магнитной коррекции, способ астрокоррекции и по путево­му углу взлетно-посадочной полосы.

При использовании ортодромического способа самолетовожде­ния необходимо установить режим работы системы ГПК; задатчиком курса с пульта управления привести показания УШ в соот­ветствие с показаниями стрелки Г указателя УГА-1У. Следует помнить, что так поступают, если самолет находится на опорном меридиане или отстоит от него не более чем на 0,5° долготы и в средних географических широтах, где напряженность горизонталь­ной составляющей магнитного поля Земли больше 0,06 Э.

Ортодромический курс можно устанавливать по путевому углу средней линии взлетно-посадочной полосы, который должен быть известен точно. Для этого устанавливают самолет возможно точ­нее по оси ВПП. В режиме ГПК устанавливают шкалу УШ на путевой угол ВПП. Следует учитывать, что ошибка в ориентации продольной оси самолета относительно средней линии ВПП пол­ностью входит в установленный курс.

При использовании астрономического способа начальной вы­ставки курса можно, установив режим работы системы ГПК, задатчиком курса с пульта управления привести показания УШ в соответствие с показаниями стрелки А указателя УГА-1У. В этом случае на УШ будет выставлен истинный курс точки установки курса.

В полете необходимо следить за своевременной установкой ши­рот пролетаемого места и в режиме ГПК периодически исключать накопившуюся погрешность от собственного ухода гироскопа. Для этого курсовую систему переключают в режим МК или АК, в кото­рых и происходит коррекция уходов. Основанием для переключе­ния системы с режима ГПК в режим МК или АК является рассо­гласование между показателями УШ и стрелки Г указателя УГА-1У более ±4°. Естественно, что для такого сравнения необходимо ги­ромагнитный курс стрелки Г привести к ортодромическому курсу путем введения на коррекционном механизме условного магнитно­го склонения для точки, в которой производится сравнение показа­ний ортодромических курсов УШ и стрелки Г. При сравнении ортодромических курсов УШ и стрелки А указателя УГА-1У при рас­согласовании в 1+2° необходимо переключать систему под кор­рекцию. Индикация курсов в системе КС-6 в зависимости от ре­жима работы сведена в таблице-1.

Примечания. 1. Составленная таблица при магнитном склонении на ука­зателе УШ ∆М= 0.

2. В режиме МК при нулевом положении индекса склонений на коррекционном механизме и при введении на УШ величины ДМ подвижная шкала пока­зывает ИК. Стрелки 1 и 2УШ в этом случае по подвижной шкале показывают ИПР.

3. В некоторых модификациях КС-6 в режиме МК стрелка Г указателя УГА-1У при положении переключателя «Основной запасной» в положение «Ос­новной» индицирует ортодромический курс от запасного гироагрегата.

Положение органов управление на пульте

Таблица-1.https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/ks_6_kursovaja_sistema/218-1-0-4018

Условные обозначения:

https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/ks_6_kursovaja_sistema/218-1-0-4018

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10