Предобзор к Гран-При Великобритании Формулы-1 (07.07.2023-09.07.2023)
13 мая 1950-го года навсегда останется одной из самых памятных дат в истории мирового автоспорта. В этот солнечный весенний день был дан старт первому этапу чемпионатов мира "Формулы-1", который прошел
на территории базы бомбардировщиков британских военно-воздушных сил возле деревни Сильверстоун. На событии присутствовали король
Георг VI и королева Елизавета, принявшие участие в демонстрационном заезде накануне гонки (единственный случай в истории, когда правящий монарх посетил автосоревнование в Великобритании). С тех пор
за "Формулой" закрепилось неофициальное название "Королевские гонки",
а Гран-При на территории Соединенного Королевства ежегодно входит
в календарь первенства мира.
Во время войны прародитель британских гоночных трасс, автодром "Бруклендс", был серьезно поврежден, поэтому Королевский автомобильный клуб запланировал возрождение автоспорта
на "Сильверстоуне". "Серебряный камень" отличался удобным расположением между Лондоном и Бирмингемом (на тот момент бывшим центром британского автопрома) и имел в своих владениях достаточно территории для проектирования скоростной трассы (в память
о "Бруклендсе" один из поворотов современной конфигурации назван
его именем).
С 1955-го года наступила пора чередования трека в Нортгемптоншире
с автодромами "Эйнтри" и "Брэндс-Хэтч". "Эйнтри" ненадолго прижился
в календаре чемпионата мира, покинув его после этапа в 1962-м году, "Брэндс-Хэтч" оставил в истории "Формулы-1" более заметный след,
но в 1986-м году началась политика долгосрочных контрактов с одной трассой в стране. Южный комплекс в исторической части графства Кент
не мог финансово и территориально соперничать с "Сильверстоуном", поэтому "Серебряный камень" стал центром британского автоспорта.
Кроме звания исторического и географического ядра, трек на бывшей базе ВВС можно считать и главной интеллектуальной базой гоночных разработок. В радиусе 100 километров от трассы базируются 7 команд "Королевских гонок", так что большое количество актуальных новшеств обкатывается на "Сильверстоуне".
Несмотря на кажущееся безоблачным присутствие «Серебряного камня»
в календаре, его место нередко подвергалось сомнениям. На рубеже
XXI века год за годом британский этап сопровождался скандалами:
- в 2000 году гонку перенесли на середину весны, и апрельские ливни затопили окрестности так, что гости вынуждены добирались до арены
по болотам;
-в 2003 году посередине гонки на Hangar Straight выбежал священник
с плакатом, призывавшим чтить библию. Пролетающие на скорости под 300 км/ч болиды запросто могли организовать преподобному билет в один конец, но обошлось;
-в 2005 году Гран-При Великобритании вообще исключили из календаря, так как Британский союз гонщиков отказался платить сбор, но в итоге договоренностей достигли благодаря гоночным коллективам;
- с 2010 года гонку планировали перенести в «Донингтон-парк». Контракт
с трассой в Лестершире уже утвердили, но те не смогли обеспечить финансирование. Этап возобновился на "Сильверстоуне", который подвергся масштабной реконструкции в межсезонье 2009-2010 годов;
- в 2017 году владельцами трассы активировали пункт в договоре, что старт 2019 года станет последним для автодрома, если соглашение
не будет продлено. Лишь за несколько дней до Гран-При'19 соглашения были достигнуты;
- в прошлом году молодые защитники экологии, прибывшие на трассу исключительно природными способами, пробрались на асфальт с призывами остановить использование нефтепродуктов. Из-за грандиозной стартовой аварии этот протест остался обделенным вниманием, но лишний раз показал несовершенство системы безопасности трека.
Год за годом "Сильверстоун" собирает не просто полные трибуны. Для британских болельщиков этот этап значит не меньше, чем для итальянских - гонка в Монце. Автоспорт в Соединенном Королевстве по популярности недалек от регби и крикета, сильно уступая лишь футболу, так что вопрос
о важности Гран-При здесь не стоит. 20% гонщиков (Албон хоть и имеет тайский паспорт, но родился и проживает в Британии), половина гоночных коллективов будут выступать на родине, и бешеная поддержка
им обеспечена. Интересно, что "Сильверстоун" - одна из самых неудобных трасс для Red Bull. Последняя победа "быков" датирована 2012-м годом, когда свою заключительную победу одержал Марк Уэббер. С тех пор пилоты австрийской команды никак не могут прервать эту неудачную череду. Сейчас их впечатляющая победная серия составляет уже 10 побед подряд, и рано или поздно эта гегемония должна прекратиться. 8-кратный триумфатор Гран-При Великобритании Хэмилтон, его амбициозный партнер Расселл, действующий победитель этапа Сайнс, капризная английская погода, радикальные фанаты - все это может наконец склонить фортуну в сторону от Red Bull.
Расписание трансляций (время московское):
Пятница, 7 июля;
14.30 – 1-я тренировка, 18.00 – 2-я тренировка;
Суббота, 8 июля;
13.30 – 3-я тренировка, 17.00 – квалификация;
Воскресенье, 9 июля
17.00 – гонка