Найти в Дзене
Царь Иван Грозный

Опростоволоситься значило потерять то, что может помочь

«Опростоволоситься» – синоним глагола «оконфузиться» или выражения «попасть в стыдное, нелепое положение». На Руси, как и во многих других странах в прошлом, а ныне и среди людей, исповедующих ислам, иудаизм, существовал обычай покрывать голову шапкой, платком либо другим убором.
Мужчина обнажал голову при встрече с уважаемым человеком либо входя в помещение. А вот если кто-то сбивал шапку с него, то для опростоволосившегося это было унижением.
Женщина же в любых ситуациях оставалась с покрытой головой. Обычай входить в церковь в платке сохранился до сих пор. Снимала головной убор она только либо в бане, либо перед мужем. Сорвать с её головы убор также означало унижение и придание позору. Было ещё одно исключение: во время ритуала «опахивания», когда женское население села собиралось вместе и шли за лошадью, которая тянула соху и проводила проводят замкнутую борозду вокруг села (иногда доля или даже дома), чтобы защитить от болезней, мора скота, стихии или чтобы изгнать уже пришедшую н

«Опростоволоситься» – синоним глагола «оконфузиться» или выражения «попасть в стыдное, нелепое положение». На Руси, как и во многих других странах в прошлом, а ныне и среди людей, исповедующих ислам, иудаизм, существовал обычай покрывать голову шапкой, платком либо другим убором.
Мужчина обнажал голову при встрече с уважаемым человеком либо входя в помещение. А вот если кто-то сбивал шапку с него, то для опростоволосившегося это было унижением.
Женщина же в любых ситуациях оставалась с покрытой головой. Обычай входить в церковь в платке сохранился до сих пор. Снимала головной убор она только либо в бане, либо перед мужем. Сорвать с её головы убор также означало унижение и придание позору.

Было ещё одно исключение: во время ритуала «опахивания», когда женское население села собиралось вместе и шли за лошадью, которая тянула соху и проводила проводят замкнутую борозду вокруг села (иногда доля или даже дома), чтобы защитить от болезней, мора скота, стихии или чтобы изгнать уже пришедшую напасть. Тогда все женщины были с распущенными непокрытыми волосами, в ночных сорочках или вовсе голые. Мужчины к этому обряду не допускались. Попавшие нечаянно на пути женщин, совершающих ритуал опахивания, могли быть забиты ими насмерть.

Ведьмы, занимающиеся колдовством, также должны быть простоволосы, в нижней рубахе либо нагие. Встреча с ними тоже не сулила ничего хорошего.

Народ в древности очень ревниво оберегал всё, что касалось волос. Считалось, что они обладают магией, связывают личность с божественной силой Создателя. Воины, отправляясь в бой, хранили у себя на груди пряди любимых, матерей, дочерей, веря в защиту этих амулетов. Их даже вплетали в тетиву луков. Матери свято хранили младенческие волосы, считая, что через них могут помочь своему сыну или дочери. На волосы чёрные колдуны наводили порчу, насылали неприятности.

Нося головной убор, люди как бы скрывали, хранили свою магическую силу, не позволяли ей растрачиваться зря. Опростоволоситься (открыть голову всем напоказ) значило потерять то, что может помочь человеку в трудную минуту, дать возможность подобрать кому-либо волос и использовать его с плохим умыслом.