Найти в Дзене

Как в Российской империи перевоспитывали женщин, оказавшихся на дне

Здравствуйте! Позвольте мне совершить путешествие в Россию XVIII века, где правление императора Петра Великого до сих пор является предметом споров среди историков. Хотя многие считают, что его правление принесло больше пользы, чем вреда, были и негативные моменты, в том числе появление "домов терпимости" - заведений, где граждане могли предаваться аморальным занятиям. Некоторые русские женщины даже работали в этих домах, отбросив свои моральные и этические ценности.

-2

Единственным поводом для беспокойства властей по поводу этих домов и их работниц было распространение "французских болезней", что заставило их принять меры по восстановлению нравственности среди этих женщин с помощью трудотерапии. Одним из таких методов было создание по всей стране приютов для женщин с "безупречной репутацией". Это были не просто места, где дамы могли найти кров и пищу на ночь, но и требовали от них работы.

-3

Одним из самых известных таких приютов был Дом Калинина, расположенный на берегу реки Фонтанки в Санкт-Петербурге. На первый взгляд, это был обычный двухэтажный каменный особняк с внутренним двором, но мало кто подозревал, что происходит внутри.

Дом Калинина был не только тайной прядильной фабрикой для бывших работниц домов терпимости, но и монастырем, куда этих дам принимали на перевоспитание. Из Голландии присылали мастеров ткацкого дела, чтобы обучить женщин полезному ремеслу, а затем их заставляли ткать - как добровольно, так и недобровольно.

Условия содержания в Доме Калинина и подобных приютах были далеки от идеальных, с женщинами обращались как с заключенными. Их избивали, использовали по усмотрению надзирателей, заставляли делать невыразимые вещи. Возможно, эти приюты начинались как хорошая идея, но они быстро превратились в нечто странное и неприглядное, сформировав касту женщин с безнадежным будущим.

В 1762 году в доме Калинина была основана больница, которая должна была следовать принципам европейского приюта Марии Магдалины. Однако с русским колоритом здесь содержались не только блудницы, но и женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе матери-одиночки и женщины, подвергшиеся насилию со стороны мужчин.

К этому времени методы исправления стали уже привычными: работа, молитва и послушание. Хотя они могли в какой-то степени работать, результаты были в лучшем случае шаткими, а проблемные дамы просто хотели изолироваться от общества и воспользоваться возможностью получить выгоду от бесплатного труда.

Эти исправительные методы давали очень мало положительных результатов, и единственными бенефициарами были государство и отдельные люди, которые были частью системы. На самом деле, приюты Магдалины считались хуже тюрьмы: надзиратели использовали женщин в своих интересах и заражали их различными болезнями.

Все это рисует картину полной безнравственности, болезней и существования двух миров - одного, где жили женщины, подобные героине Куприна, и другого, где люди были порядочными только внешне. Очевидно, что методы исправления, применяемые в этих приютах, были несовершенны и неэффективны, что приводило к постоянным страданиям этих проблемных женщин.