Попытка мятежа показала истинные лица тех, кто сегодня находится у власти в России. Кто патриот своей Родины, а кто просто занимает удобное кресло в каком-нибудь государственном аппарате. Какие меры будут приняты в отношении тех, кто сбежал из страны? Говорим об этом с экспертами.
В Госдуме организовали проверку в отношении представителей власти, которые покинули страну 24 июня, испугавшись мятежа ЧВК "Вагнер". Об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. В своём обращении к депутатам он отметил, что "те, кто в сложный для страны момент покинул её, уехал", подлежат осуждению. И не только на словах.
Это должно быть в том числе и наказуемо. Надо посмотреть, если кто из госслужащих сделал такой шаг, неблаговидный поступок, то тогда не по пути государственная служба, занятие должности. Просьба к председателю Ккомитета по безопасности [Василию Пискарёву] вместе с правоохранительными органами проанализировать, кто в это время пытался вылететь из тех, кто занимает значимые должности, работает на госслужбе, в госструктурах, акционерных обществах, корпорациях, и предать это гласности,
— подчеркнул Володин.
Ведущий "Первого русского" Юрий Пронько обратил внимание на то, что Володин впервые обозначил, что есть ещё и госолигархат, который сидит в госкорпорациях, госбанках, госкомпаниях, представителей которых называют топ-менеджерами. Он отметил, что эти люди де-факто и де-юре ничем не ограничены, но многие из них имеют допуск к государственной тайне. Поскольку эти крупные структуры так или иначе аффилированы либо напрямую связаны с российским государством.
Вот, персонаж по фамилии Чубайс, Анатолий. Это же один из госолигархов, которому ещё до известных событий субботы, 24 июня, позволили свалить. Именно позволили свалить! И никак иначе!
— сказал Пронько.
Будут ли действительно приняты решения по таким, как он, и какие в целом перспективы у этого дела? Будут ли названы фамилии, какое наказание? На эти вопросы Царьграда ответили уважаемые эксперты — депутат Госдумы Нина Останина и политолог, профессор Марат Баширов в программе "Царьград. Главное".
Говорить — одно, а делать?
Нина Останина в беседе с Царьградом сказала, что без особого оптимизма отнеслась к словам Володина. Поскольку говорить — это одно, а вот делать — совсем другое.
Мы не единожды проходили то, что вслух произносились вещи, которых ждёт общество. А по сути — это политический заказ общества, и лидеры фракций, которые внесли это предложение, на этот заказ ответили,
— сказала она.
Останина подчеркнула, что председатель Думы действительно это предложение поддержал. Более того, он поручил председателю Комитета по безопасности оперативно выяснить, кто из представителей органов госвласти, госструктур, госкорпораций пытался выехать из России. Но, по мнению Останиной, больше интересна вторая часть выступления Володина, где он сказал о том, что это стоит предать огласке.
Обращение со стороны в органы госбезопасности от профильного Комитета по безопасности, которое подписал Василий Пискарёв, уже ушло. А дальше посмотрим, все ли имена и фамилии будут названы. Или опять появятся те, кто по какой-то причине выехал, сбежал "по служебной необходимости",
— отметила депутат.
С одной стороны, политик одобряет решение по поводу применения мер в отношении провинившихся чиновников. С другой — сомневается, что эти меры окажут должный эффект. Потому что эти люди найдут где пристроиться, считает Останина.
Сама система формирования власти у нас носит ручной характер. Откуда мы знаем, почему именно эти люди возглавили у нас госструктуры? У нас Думой только министр утверждается. И не потому, что Дума определяет, кто будет министром. Вносит кандидатуры всё равно президент Владимир Путин. Но мы хотя бы видим, кто эти люди. А вот какой принцип назначения того же Анатолия Чубайса? Кто сделал Дмитрия Медведева человеком, который у нас едва ли не второе лицо, которое отвечает за безопасность в государстве?
— сказала она.
Депутат добавила, что "это люди, которые случайно оказались во главе этих структур, поэтому механизма контроля за ними нет". По словам Останиной, о том, чтобы привлечь к уголовной ответственности Анатолия Чубайса, который выехал за пределы России, будучи носителем гостайны, говорилось уже неоднократно. Нет разницы, 24-го июня, в день мятежа, он сбежал или раньше. Он просто сбежал.
Мятеж как краш-тест
Комментируя ситуацию, политолог Марат Баширов пояснил, что президенту Путину досталась элита, сформированная в 1990-е годы. И речь не только о госуправлении, но ещё и о муниципальных органах власти, культурной элите, СМИ. И это не десятки человек. Это десятки тысяч человек, подчеркнул эксперт.
Чтобы вырастить нормального управленца, патриота, надо прогнать его через разные уровни. Вот, например, челябинский губернатор Алексей Текслер. Он поработал первым заместителем министра, потом вернулся обратно к себе. Дмитрий Махонин, Пермский край. Поработал в ФАС, вернулся обратно в Пермь, и прекрасно там управляет. Это очень сложная работа. Но именно этот день, 24-го числа, у президента Путина появилась случайная, или специальная, не знаю, возможность, провести такой краш-тест системы: кто побежал? У нас прекрасно работают силовики, и есть все видеозаписи, прослушки, кто и когда полетел, кто заказывал самолёт в этот день или за неделю до этого,
— сказал Баширов.
Ведущий Юрий Пронько поинтересовался, будут ли опубликованы эти сведения? На что собеседник ответил, что, во-первых, "это непростая аналитическая работа". А во-вторых, "президент никогда не разбрасывается людьми".
Часть этих списков будет опубликована. Но аналитическая работа будет вестись силовиками. Потому что может быть, что человек собирался лететь к своей семье, ничего про мятеж не знал. Заказал самолёт, купил билет. У меня друг из Белого дома поехал со своей женой в Нижний Новгород. Он должен был там оставаться до вечера воскресенья. Как только это всё началось, то быстро поменял билеты и примчался вечером 24-го числа. Потому что понимал, что он должен быть в Москве,
— поделился Баширов.
Ведущий заметил, что Нижний Новгород — это всё-таки не заграница. И к другу его собеседника "претензий не может быть по определению".
Да, но часть людей улетали в какие-то промежуточные территории, надеясь, что оттуда [доберутся]. Как аэродром подскока, есть такой термин у военных. А потом он умчится в Казахстан или ещё куда. И уже не в Москве. Прекрасный краш-тест. Нужно будет проанализировать сотни кейсов поведения этих людей,
— отметил Баширов.
Молчали "в тряпочку"
Продолжая мысль, высказанную экспертом, Юрий Пронько привёл слова журналиста Арама Габрелянова о том, что руководители СМИ во время мятежа "непублично молчали в тряпочку". Также о молчании российских деятелей высказался и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Который заметил, что мужество изъявить свою позицию проявили только Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и ещё пара человек. Остальные "были под веником".
Почему сложилась такая ситуация? Депутат Нина Останина считает, что всё дело в том, как формируется команда президента. По её словам, эта ситуация показала, что именно народ должен определять, кто будет стоять у власти в регионе. Пока же эти управленцы отвечают "только перед одним лицом".
Вот, президент предложил Виктору Томенко возглавить Алтайский край. У него дочь улетела в США ещё до начала СВО. У губернатора Оренбургской области Дениса Паслера жена и дочь проживают в Лондоне. Так чем же новая команда отличается от той, что была 20 лет назад?.. А сам Евгений Пригожин, глава ЧВК "Вагнер", из чьей команды? Мы узнали, что он финансировался из федерального бюджета. Но в Госдуме мы никогда не утверждали эту расходную строчку — 86 миллиардов Пригожину. Не было такого! Причина лежит в формировании этой команды. И пора поставить точку,
— отметила политик.
Останина добавила, что уже "за отсутствие позиции" и "за отсутствие государственной политики на этих каналах, которая побуждала бы людей не за деньги идти на контракт, а просто защищать свою Родину", необходимо "назвать имена и принять какие-то окончательные кадровые решения".
А Марат Баширов, считает, что нельзя устраивать охоту на ведьм. Всё должно решаться юридическим путём.
Мы живём в конституционном государстве. У нас есть Конституция. И есть законы. Поэтому нельзя устраивать охоту на ведьм,
— сказал он.
По мнению политолога, не стоит "обижаться на губернаторов" из-за того, что их выросшие дети решили уехать. Но источники финансирования надо проверить. Как отметил Юрий Пронько, поездка в США сейчас — "это, мягко говоря, не очень дешёвое удовольствие". Поэтому странно, считает ведущий, если это дети высокопоставленных чиновников. Он добавил, что надеется на то, что поручение Володина будет доведено "до осмысленного финала".
Читайте также: