Сегодня, в насыщенный информацией век, главным критерием выбора образовательных программ стало качество. И здесь огромную роль играет именно личность самого тренера. Каким он должен быть и как стать успешным в этой сфере?
Знакомьтесь, наш сегодняшний гость: известный бизнес-тренер, обучающая менеджеров по продажам современных справочных систем. Человек, посвятивший сознательную жизнь самосовершенствованию, Маргарита Позднякова.
Корр.: Маргарита, вы занимаетесь непростым направлением: обучением других. На ваш взгляд, насколько важна роль наставника особенно при освоении знаний?
Маргарита: Безусловно, можно изучать любую, даже академическую дисциплину самостоятельно. Но на это уходит больше времени и полученные знания не подкреплены практическим опытом наставника. Мы воспринимаем информацию не только с помощью букв, но и через коммуникацию. Главный российский маркетолог Игорь Манн говорил: "Полчаса общения с профи заменит вам 5 книг".
Такая формула обучения заложена уже в детском саду. Вспомните, нас приводят в детский сад и у нас обязательно появляется наставник. Это наш воспитатель, который дает нам наши первые знания, под его присмотром первые буквы мы складываем в слоги. Дальше мы идем в школу и нас опять сопровождает наставник — первый учитель. Конечно, есть одаренные дети, которые в принципе берут учебник, штудируют и понимают все сами. Но их единицы. Для большинства быстрее и качественнее работа строится именно с наставником.
Корр.: У вас за плечами солидный стаж работы. Расскажите, насколько тернистым был ваш путь.
Маргарита: Не могу сказать, что мой путь был тернистым, скорее незапланированным. Сначала я закончила Всероссийский финансово-экономический институт по специальности «Банковский аудит», работала в налоговой, затем бухгалтером, затем главным бухгалтера. Потом я попала в банк, в департамент по взысканию просроченной задолженности и в какой-то момент мой босс обратил внимание, что я могу легко коммуницировать с коллегами, мотивировать их, и меня решили сделать не просто руководителем, а обучающим наставником. Так я стала бизнес-тренером, хотя не замечала за собой такие способности. Но в какой-то момент прислушалась совету руководителя и теперь нашла путь своей жизни. Думаю это одна из важных черт бизнес-тренера, умение прислушиваться к окружающим. Например, чтобы понять запрос своего подопечного.
Корр.: . Каким должен быть успешный тренер?
Маргарита: У любого тренера, будь то бизнес-наставник или коуч, должна быть огромная тяга к знаниям. Я себя всегда ассоциирую с двигателем. Тренер — это двигатель и чтобы он работал хорошо, должен идеально работать подшипник внутри него. Каждый пройденный урок или профильная статья — это шарик в подшипнике. Если одного элемента не хватает, останавливается сначала подшипник, а за и двигатель перестает работать. Я точно не знаю схему работы двигателя, но мне кажется, что принцип примерно такой.
Мы живем с вами в век Венеры — это очень быстрый век. Обратите внимание как меняются тренды, и если тренер прекращает обучаться, он теряет возможность учить других. Поэтому наша обязанность, быть на пике информации. Что-то новое появляется, вы уже должны это изучить и передать свои знания другим. Тогда вам будут действительно благодарны, а значит будете востребованы как эксперт.
Еще по секрету добавлю, что навыки бизнес-тренера, помогают и в повседневной жизни, делая общение проще и продуктивнее. Например, в семье периодически приходится прибегать к навыкам работы с возражениями и коммуникативным приемам. Смеется.
Корр.: Кто ваши клиенты, то есть ваша основная аудитория?
Маргарита: Я работаю бизнес-тренером в медиахолдинге Актион, который занимается продажами справочных систем. У холдинга есть 21 направление, в том числе бухгалтерские системы, которые сегодня очень востребованы. Я занимаюсь обучением менеджеров по продажам данных справочных систем и мои клиенты — это уже взрослые, состоявшиеся люди в возрасте от 25-30 лет. Одной из моих учениц сейчас 66.
Что касается профессиональных навыков моей аудитории, то они весьма разнообразны. На переобучение приходят медики, учителя, менеджеры других профилей, был даже работник РЖД, то есть контингент очень разный. Что их всех объединяет? Тяга к новым знаниям, желание освоить новые навыки, получить новую профессию и двигаться в ногу со временем.
Корр.: Был ли момент, когда вы почувствовали, что имеющихся знаний не хватает?
Маргарита: Я всегда ощущаю нехватку знаний. И это мое преимущество. Я постоянно ищу новые курсы, смотрю блогеров, очень много беру у Ирины Хакамады, увлекаюсь психологией. Однако был момент, когда я поняла, что мне не хватает более системного профильного образования и документального подтверждения моего статуса. Я начала гуглить информацию и мне попался НИПО (Национальный институт профессионального образования), в котором занимаются подготовкой специалистов в интенсивном режиме. Вы можете получить качественное образование за 3 месяца или даже за месяц, если составить учебный план таким образом. А после сдачи аттестационной работы мне выдали настоящий диплом бизнес-тренера, занесенный в реестр Рособрнадзора. Имея такой документ вам открывается возможность выступать на семинарах, вебинарах и конференциях. Очень важно расширять свое присутствие в инфополе, тогда клиенты и коллеги начинают воспринимать тебя как суперпрофи. Также на обучении у нас, помимо теории, была практика, разбор реальных кейсов, которая позволила мне пересмотреть свою манеру ведения курсов.
Корр:. Что бы вы посоветовали тем, кто только задумывается о том, как стать бизнес-тренером? Несколько советов от Маргариты Поздняковой...
Маргарита: Я бы посоветовала уделять самообразованию хотя бы один час в день, много читать, в том числе художественную литературу. Стоит подписаться на соцсети успешных бизнес-тренеров - это станет вашей дополнительной мотивацией, вы сможете перенять их опыт и стиль общения с аудиторией, к тому же чужой успех заразителен. В общем, вкладывайте деньги в то, чего у вас нельзя отнять. И это конечно знания.