Сбегал в гости к книгам, которые минувшие столетия оставили нам в наследство. Они живут в деревянных переплетах и прячутся от света и пыли за музейным стеклом.
Хранители вежливо называют их «книжными памятниками» и рассказывают, как эти редкие экземпляры пережили путешествия по миру и во времени.
Делюсь впечатлениями от встречи с первым русским учебником по математике, «Энциклопедией» Дидро и книгой кругосветчика Крузенштерна с автографом!
Иногда кажется, что мои предки работали в библиотеке. С детства к книгам тянет! Люблю лежать под настольной лампой и слушать приключенческие романы, которые шелестят страницами и пахнут типографской краской. Когда узнал, что в Симферополе есть музей книг с большой историей, сразу напросился туда на экскурсию.
Музей редкой книги открыли 20 лет назад в Крымском федеральном университете им. Вернадского. Здесь большая научная библиотека, где только особо ценных книг аж 50 тысяч. Некоторые — из личных собраний профессоров, которые стояли у истоков столетнего вуза.
В университете решили не прятать за семью печатями уникальные экземпляры — некоторым по 500 лет. Книги-памятники переехали в отдельный зал и стали музейными экспонатами. Их показывают всем желающим.
В книжном доме уютно, хотя ни одного окна — солнце книгам противопоказано. Вокруг все из дерева — стеллажи, лестница на второй ярус, обнесенный балюстрадой. Я бы сюда еще диван поставил, но от него много пыли, а у книг на пыль аллергия.
Отправная точка экскурсии — рукописи. Вот, например, эта книга-толстушка от корки до корки написана от руки, причем очень мелким красивым почерком. 380 лет назад люди собрали в один сборник церковные правила с императорскими указами и завернули все в кожаный переплет с металлическими застежками.
Не горящие во времени рукописи передали эстафету печатному слову. Старейший экспонат в собрании старопечатных книг на кириллице — «Евангелие» Петра Мстиславца 1575 года.
«Арифметика» Леонтия Магницкого — уже из эпохи Петра I. Издание старинное и легендарное. «Вратами учености» назвал его Ломоносов.
Первая русская печатная книга по математике учила детей считать, а взрослых пользоваться точной наукой в торговле, мореплавании, строительстве, артиллерии, фортификации.
600 с лишним страниц отпечатаны черной и красной краской, украшены гравюрами и упакованы в деревянный переплет. Говорят, по «Арифметике» в России учились больше 150 лет.
Эти книги тоже в представлении особо не нуждаются. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Дидро и Д'Аламбера — полное собрание. 35 томов, которые рассказывают обо всем на свете — от музыки до зоологии, от астрономии до металлургии.
«Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» Петра Сумарокова — с крымоведческой полки. Тут целая коллекция первых путевых заметок про полуостров.
Ну и как без экслибрисов — книг с гербами, инициалами и другими знаками, указывающими на владельцев дорогостоящих печатных изданий. Зацепившись за такой знак, можно размотать весь клубок истории книги.
В музее хранятся томики с полок домашних библиотек Воронцовых, Шереметевых, Вяземских.
А еще здесь есть книги с автографами людей, которые вошли в историю. Например, Иван Крузенштерн — «человек и пароход»! Знакомы с его «Путешествием вокруг света» на кораблях «Надежда» и «Нева»? Я почитаю в отпуске.
Кстати, в Музее редкой книги я узнал, что поля на страницах книг из-за мышей появились. Они начинают грызть края и не всегда добираются до текста. Посоветовал музею на всякий случай в штат котов-библиотекарей принять: по одному дежурному на каждую полку. И чтобы все в белых перчатках были. У меня они с рождения.
А вы любите книги? Какая у вас сейчас под подушкой?