Одна женщина закопала фотографию сына на кладбище. Это давно было, в девяностые годы, тогда квартирный вопрос был очень острым. Сын хотел разменять квартиру, - так тогда говорили. Продать и купить себе комнату, а матери - однокомнатную. Матери эта идея не нравилась. К тому же, сын выпивал, потом были конфликты и крики.
И эта мать вышла из себя, купила книжку про черную магию и сделала так, как там написано. Потом сын тяжело заболел неизлечимой болезнью.
И эта мать обошла всех экстрасенсов, целителей и психологов, - она не могла вспомнить, куда именно закопала фотографию. Забыла. Она хотела выкопать фото обратно, полагая, что тогда сын выздоровеет. Хотела все вернуть вспять.
Но ей никто не мог помочь. Одни отшатывались в ужасе. Другие поясняли, что болезнь и поступок матери никак не связаны, это суеверие. Третьи брали деньги и давали туманные указания, вроде координат в книгах про пиратов. Семь шагов налево, пятьдесят три градуса северной широты, копать на закате.
Она не нашла могилу. И сын не выжил.
Связана ли была его болезнь с закопанной фотографией - неизвестно. Ни доказать, ни опровергнуть это невозможно. Может, и не связана, конечно. Но ярость и ненависть матери могли быть толчком. И длительный конфликт, замкнутый круг. Долго можно рассуждать на эту тему.
Но самое главное - мать осталась со страшным чувством вины. Она-то знала, что сделала. И знала, что пожелала смерти собственному сыну.
Даже если бы она нашла свой страшный "клад", это уже не помогло бы. Болезнь была неизлечима. Сделанного не воротишь. Некоторые действия и слова остаются навсегда с нами. И с другими, кому их предназначили. И лучше не делать того, что исправить не сможешь. Что нельзя загладить, изменить, переделать, забыть...
Даже если поссорился, если разозлился, вышел из себя, - некоторые вещи делать не надо. И некоторые слова говорить не надо. Потому что потом вернуться и исправить будет нельзя.
Анна Кирьянова