В самом большом зале Зимнего дворца — Николаевском — Эрмитаж демонстрирует выставку «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем». Романтические представления «о прекрасном» здесь сложно переплетаются с политическим практицизмом.
Экспозиция рассказывает о Средневековье как романтическом, увлечение которым не обошло и Россию в первой половине XIX века (в том числе и благодаря приключенческим романам), так и подлинном, долгое время считавшемся довольно сумрачным и мракобесным временем.
«У этой выставки много разных особенностей. Она о двух Средневековьях. О Средневековье, которое ссылаясь на Петрарку, называли тёмным, но оно таким не было. Одновременно эта выставка про образ Средневековья, который существовал в России и был важен в жизни российской императорской семьи. Эта экспозиция о двух коллекциях, рождённых романтическим интересом к Средневековью. Первая ‒ коллекция царскосельского Арсенала, который был создан Николаем I и перевезён Александром III в Эрмитаж. Вторая ‒ грандиозное собрание Александра Базилевского, сформированное в Париже, соединившее средневековые памятники Востока и Запада и сенсационно покинувшее Францию», ‒ цитирует пресс-служба главного музея России его директора Михаила Пиотровского.
То есть экспозиция, созданная по идее Георгия Вилинбахова, заместителя директора Эрмитажа по научной работе, пытается показать искусство Средневековья, «соединяя вместе образы этой эпохи и сложившиеся представления о ней в России и Европе в конце XVIII и на протяжении XIX столетий».
Посетители могут здесь увидеть около 400 произведений искусства из коллекций Эрмитажа и царскосельского музея-заповедника. Представлены рыцарские доспехи, образцы средневекового оружия (западноевропейского и восточного), предметы прикладного искусства, живопись, графика, скульптура, книги, манускрипты, а также витражи, предметы мебели, стекло, керамика, фарфор, шпалеры и др.
В предваряющем основную экспозицию Аванзале, куда посетитель музея попадает прямо с парадной Иорданской лестницы, выставлено, в частности, знаменитое Мальтийское кресло-трон Павла I. Как известно, этот российский император после захвата в 1798 году Мальты Наполеоном дал убежище католическому Ордену рыцарей госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского в России и даже был избран его Великим Магистром. Современники дружно фиксируют в своих воспоминаниях, что дух и традиции романтического рыцарства был очень свойствен сыну Екатерины II с ранней юности.
Это увлечение, очевидно, передалось среднему из её внуков, который в 1825 году стал российским императором Николаем I. Впрочем, этому поспособствовала и мода того времени на всё «приключенческое и рыцарское» в духе романов Вальтера Скотта.
Тем не менее, Николай Павлович с 1811 года (тогда ему было 15 лет), когда генерал Александр Ланжерон подарил ему трофейную турецкую саблю, всю оставшуюся жизнь коллекционировал образцы холодного оружия и доспехи разных культур и эпох (в основном, времён Средневековья). К концу его жизни это собрание насчитывало более 7000 предметов и размещалось в Царском Селе в павильоне Арсенал, построенном в Александровском парке.
В коллекцию входили и военные трофеи и специально для неё купленные раритеты. Например, в 1831 году за 65 тысяч рублей было приобретено собрание польского оружия, принадлежавшее художнику Александру Орловскому. Попадали в Арсенал и дипломатические подношения, а также подарки членов императорской семьи, поскольку о страсти Николая I было хорошо известно придворным и иностранным посланникам.
КстатиИмператор собирал не только образцы холодного оружия, но и предметы, связанные с ним. Жемчужиной его коллекции, по мнению специалистов, являются так называемые максимилиановские доспехи — вершина развития средневекового защитного снаряжения, в котором «идеально сочетаются прочность, приемлемый вес и подвижность». Этот экспонат можно увидеть на нынешней эрмитажной выставке.
Собранную дедом уникальную коллекцию из царскосельского Арсенала в Эрмитаж передал император Александр III. Впрочем, там и сейчас после завершения реставрации этой постройки, сильно пострадавшей в годы Великой Отечественной войны и несколько десятилетий находившейся в руинированном состоянии, располагается «оружейная» экспозиция (организованная совместно с Эрмитажем).
Именно оттуда на нынешнюю выставку «приехало» полотно кисти Ораса Верне «Царскосельская карусель», посвящённое празднику, который Николая I устроил в подарок своей супруге Александре Фёдоровне по случаю их серебряной свадьбы 23 мая 1842 года.
КстатиВ эпоху после крестовых походов каруселями называли состязания рыцарей, двигавшихся по кругу в колесницах и верхом. Такие развлечения получили распространение в Европе в XVII веке у знатного дворянства. В Россию такие турниры и карусели пришли в начале царствования Екатерины II. Наибольшее распространение как вид спортивных развлечений представителей высшего общества и офицеров русской гвардии карусели получили в царствование Николая I. Это были костюмированные праздники в стилистике Средневековья, а их главным действием были «танцы на лошадях».
Верне изобразил на картине Николая I, цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и герцога Лейхтенбергского в рыцарских доспехах, императрицу Александру Фёдоровну и великих княжон Ольгу и Александру в платьях по моде Средневековья, а младших сыновей венценосной четы — великих князей Константина, Николая и Михаила — в костюмах пажей.
Эмиль Жан Орас Верне (1789-1863) — французский живописец, рисовальщик и литограф, баталист. В юности зарабатывал на жизнь «всем подряд» — конструировал модели одежды и рисовал карикатуры для женского журнала, изображал лошадей, участвовавших в скачках, писал на заказ портреты и пейзажи. В 1836 и 1842-1843 годах был в России, где написал несколько картин по заказам императорского двора. Совершил пять длительных путешествий по Северной Африке, сделанные там зарисовки и собранные документы были использованы при написании больших батальных полотен для военной галереи Версальского дворца. На момент своей смерти был членом трёх десятков академий художеств разных стран и самым известным художником Франции. В коллекции Эрмитажа имеется 11 его картин. Интересно, что в одном из рассказов Артура Конан-Дойла Шерлок Холмс говорит, что доводится «внучатым племянником художнику Верне»…
Александр II пополнял коллекцию отца в основном образцами восточного холодного оружия. Правда, по этой части собрание Николая I и так считалось лучшим в Европе. Александр III в 1885 году передал все эти фамильные раритеты в Эрмитаж. Это решение последовало за приобретением императором за 5 448 125 французских франков уникальной коллекции произведений средневекового искусства, в том числе оружия и военной амуниции, у Александра Базилевского.
Александр Петрович Базилевский (1829-1899), представитель старинного дворянского рода — одного из богатейших в Малороссии. Происхождение гигантского состояния имеет и «разбойничью» версию. По окончании Московского университета некоторое время состоял на государственной службе Российской империи, но значительных чинов и должностей не достиг, предпочитая брать годовые отпуска и жить в Париже. Там он «…имел под рукой все нужные материалы для изучения средневекового искусства и составления собрания», как сообщал сам Базилевский в письме в Императорскую Академию художеств, признавшую его «почётным вольным общником». Согласно каталогу 1874 года его коллекция насчитывала около 600 уникальных раритетов. В январе 1885-го 99 ящиков с этими приобретёнными российским императором ценностями были погружены в шесть вагонов и отправлены в Санкт-Петербург. В 1930-е некоторые первоклассные произведения искусства из собрания Базилевского были проданы за рубеж…
Среди представленных на нынешней «рыцарской» выставке в Эрмитаже шедевров демонстрируются, помимо прочих, Фрайбургский крест из монастыря святого Трудперта (Верхний Рейн, Страсбург, между 1280-1300, золото, серебро, дерево, драгоценные камни, стекло, эмаль), романский реликварий в виде фигуры дьякона (Святого Стефана), монстранц (ковчег, в котором мощи святых переносятся во время процессий) Ганса Рисенберга (Ревель, 1474), ларец со сценами из жизни Святой Валерии (Франция, Лимож, около 1175, дерево, медь, выемчатая эмаль, гравировка, золочение).
Среди экспонируемых предметов вооружения и защиты от нападения можно увидеть парадный шлем-бургиньот (1532-1535), выкованный миланским оружейником Филиппо Негроли, щит с эмблемой венецианского главнокомандущего Сфорца Паллавичино (1522-1577), уже упомянутый выше максимилиановский доспех, изготовленный в Нюрнберге в первой четверти XVI века и другие уникальные произведения эпохи Средневековья.
Выставка доступна для посещения до 22 октября нынешнего года по общему входному билету в Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы официального сайта Государственного Эрмитажа